Первые шаги выразительного пения

Курамшина Валентина Петровна, музыкальный руководитель

МБДОУ "Детский сад №68"

г.Ижевск, Удмуртская Республика


выразительного пения»

Содержание

1. Актуальность

2. Цель, задачи, формы, методы и приемы реализации проекта

3. Научно – методологические основы реализации инновационного проекта

4. условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Оценка результатов и отчетность

 

Актуальность

Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые самые неожиданные вопросы. Песню учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и понятном, удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся.

         На основе собственных наблюдений из практики работы с детьми уже с трех летнего возраста в пении могут выразить радость, удивление, нежность, тревогу, печаль, недовольство, но это проявляется далеко не у всех детей, примерно 1/3 части группы. Остальные дети приходят с отсутствующим взглядом, робкие, застенчивые, скованные, напряженные.

         Приступив к работе с детьми в детском саду, у меня появилось желание обучить детей навыкам выразительного пения. Действительно, кому нужно невыразительное пение? Разве способно оно принести подлинную радость слушателям или самим исполнителям? Почему же при таком единомыслии не теоретическом и методическом уровнях в практике мы встречаемся с тем, что дети (за редким исключением) поют маловыразительно? Посещая открытые занятия, праздники, владея певческой культурой (интонация, дикция, звукообразование) выступления большей части детей было маловыразительным. Вот почему в своей работе хотелось бы ещё раз подчеркнуть необходимость специальной работы над навыками выразительного детского пения.

Цель и задачи проекта

Цель:развивать эмоционально – выразительное исполнение песен, формировать эстетическую культуру дошкольника.

Задачи:

·       Учить детей владеть умениями и навыками вокальной культуры.

·       Способствовать раскрытию художественного образа песни.

·       Учить воплощать в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

·       Развивать способность свободно, раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

Формы и методы реализации проекта:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения пению:

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.   Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.   Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.    Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

·  знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

·  работа над вокальными и хоровыми навыками;

·  проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

·  пение песни с полузакрытым ртом;

·  пение песни на определенный слог;

·  проговаривание согласных в конце слова;

·  произношение слов шепотом в ритме песни;

·  выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

·  настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

·  остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

·  анализ направления мелодии;

·  использование элементов дирижирования;

·  пение без сопровождения;

·  зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

·  выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

·  образные упражнения;

·  оценка качества исполнение песни.

 

Ожидаемые результаты:

·       Поют выразительно, чисто интонируют;

·       Поют сольно и в коллективе;

·       Проявляют творчество, воображение при исполнении песен;

·       Участвуют в конкурсах.

        

3. Научно – методологические основы реализации инновационного проекта

·       Г.П.Стулова «Дидактические основы обучения пению»;

·       Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь»;

·       А.П. Зданович «Некоторые вопросы вокальной методики»;

·       Н.А. Метлов « Музыка - детям»;

·       М.А. Михайлова, Е.В. Горбина «Поём, играем, танцуем дома и в детском саду»;

·       Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»;

4. Условия реализации инновационного проекта

1.    Методическое:

·       Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста «Гармония» К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. – М., 2002г.

·       Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И. Новоскольцева. – С-П., 2010г.

·       В.В. Емельянова, Д.Е. Огороднова, Т.А. Боровик «Что там спряталось в словах» Игровые интонационно – речевые, фонопедические модели для развития эмоции, фантазирования, музыкальности и пластики у детей младшего возраста. – Гродно, 1997г.

 

2.    Материально – техническое:

·       Музыкальный зал;

·       Музыкальный центр;

·       Музыкальный репертуар;

·       Фортепиано;

·       Декорации и атрибуты;

·       Ноутбук;

·       Система мультимедиа.

 

3.    Дидактическое:

·       Конспекты занятий;

·       Перспективный план;

·       Творческие задания, направленные на формирование импровизационного творчества и восприятие музыкального образа через синтез искусств.

4.    Целевая аудитория: воспитанники ДОУ

Срок реализации проекта 2016 – 2017 учебный год.

5. Этапы реализации инновационного проекта

         1 этап – предварительный (август – сентябрь 2016г.)

Содержание

Результат

- Изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по вокальному пению через разные аспекты работы в ДОУ.

 

- Изучение специфических особенностейслуха и голоса детей, артикуляции, техники певческого дыхания, выразительной дикции.

 

- Провести изучение вокальных данных детей.

 

 

 

- Определить разделы для определения содержания работы по вокальному пению.

 

 

 

 

 

- Разработать перспективно - календарный план по вокальному пению как эстетического качества личности у дошкольников.

 

- картотека специального репертуара по вокальному пению.

 

-описать особенности слуха и голоса детей артикуляции, техники певческого дыхания, выразительной дикции.

- аналитическая справка о результатах вокальных данных детей.

 

- Разделы: игра-приветствие, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки (чистоговорки), упражнения для распевки, пение.

 

- перспективно - календарный план.

 

 

 

2 этап – основной (октябрь2016г. – апрель 2017г.)

Содержание

Результат

- Разработка конспектов, сценариев, подбор репертуара.

 

- Организация работы в соответствии с перспективным планом (2016-2017г.).

 

- Корректировка перспективно-календарного планирования.

 

 

- организация работы с педагогами ДОУ:

Консультации:

«Специфические особенности вокального пения дошкольников».

 

- организация работы с родителями:

Консультации:

«Значение социума в музыкально-эстетическом воспитании детей».

- конспекты и сценарии концертов.

- требования к педагогической деятельности музыкального руководителя.

- раскрытие методов и приёмов работы по вокальному пению.

 

- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

 

 

 

- участие родителей в совместных праздниках, концертах.

 

 

3 этап –заключительный (май 2017г.)

Содержание

Результат

- Обобщить опыт работы.

 

- Определить перспективы дальнейшей работы по вокальному пению с детьми дошкольного возраста.

 

- опрос родителей с целью выяснения мнения родителей о результатах работы по данному направлению

- размещение опыта работы в СМИ и интернетресурсах.

- Отчёт о проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

- освещение опыта работы в СМИ.

 

6. Оценка результатов  и отчетность

В заключении хотелось бы отметить значимость затронутой проблемы. Проведённая работа над выразительностью детского творчества показала, насколько важно музыкальному руководителю нетрадиционно подходить к содержанию и организации работы с детьми, методам и приёмам обучения для достижения поставленной цели.

 

         Исходя из проведённых в конце года  диагностических мероприятий, следует отметить, что проект был реализован. В каждой возрастной группе были поставлены концертные номера, которые были показаны на праздниках и развлечениях в детском саду.