Конспект "Как зимуют лоси, зайцы, лисы"

Семенчикова Галина Александровна, воспитатель

МБДОУ №41 "Почемучка"

г Юрга, Кемеровская обл.


Цель: продолжать учить детей составлять рассказы по картине. Развивать связную речь. Дать понятие о маскировке зверей. Обобщить знания о зимних явлениях.

Воспитывать у детей желание слушать рассказы товарищей, развивать память, внимание.

Материал к занятию : Картины из серии «Зима» с дикими животными (лоси, зайцы, лисы). Лист белого цвета, лист пёстрый, прозрачныйпластик оранжевого цвета, изображения животных ( лиса волк) на каждого ребёнка. Изображения (заяц, белка).

Улыбки на каждого ребёнка;

Две большие иллюстрации с изображением улыбки и грусти;

Две фишки. Разнос  с фигурками ( картинками) животных

Предварительная работа: Дети рисую зайчиков в разных позах и вырезают их,  чтение рассказов о зимовье животных.

Ход занятия:

Организационныймомент: Возьмите на подносе фигурку животного и не называя его встаньте в круг.

Поздоровайтесь с нами так , как бы с вами поздоровались ваши животные.

(Дети изображают движениями или голосом )

Воспитатель: -Послушайте стихотворение и назовите какие признаки зимы перечисляет автор.

Чтение стихотворения «Вы узнаете зиму»

Кругом глубокие снега

Куда я взгляд не кину,

Метёт и кружится пурга,

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром

 Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый

Повесим бусы мы на ней

Вы узнаете зиму?

Воспитатель:- По каким признакам вы узнали зиму?

  - Назовите зимние месяцы

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

1. Если метёт метель, то (переметёт дороги, будет плохая видимость, дует сильный ветер)

2. Если температура воздуха понижается, то (будет мороз, небо будет ясным, снег будет хрупким, будут деревья в инее)

3. Если небо затянуто тучами, то (начнётся снегопад, температура может быть

плюс, снег будет рыхлым, липким, будет много снегоуборочной техники)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда делись ваши нарисованные зайчики?

- Они не захотели жить у нас в группе и решили уйти в лес, но я очень переживаю за них, ведь они не приспособлены к жизни в лесу, давайте расскажем зайчикам как звери зимуют в лесу.

-На какой картинке спрятались ваши зайчики, посмотрите внимательно и составьте рассказ по той картинке, на которой вы увидели своего зайчика.

Составление рассказа:

1. Вы должны рассказать, как живут звери.

2. Что было перед этим событием.

3. Что ещё может быть.

Дети рассказывают свои рассказы, другие дети дополняют.

Оценка рассказов:

Рассказывающие дети оценивают свой рассказ.

- Положите фишки к весёлым губам, если вы довольны своим рассказом. А если нет, то положите к печальным губам.

А вы, ребята, положите свои улыбки тем, чей рассказ вам больше понравился.

Физминутка

Зайцы скачут скок- скок- скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают –

Не идёт ли волк?

Раз- согнулся, разогнулся

Два – нагнулся, потянулся

Три – в ладоши три хлопка

И головою три кивка.

Д/и «Чьи это уши, чей это хвост?»

-Посмотрите внимательно на картины и скажите, может кого-то вы уже заметили?

-Чьи это уши? Беличьи, заячьи, лисьи, волчьи.

-Чей хвост? Беличий, заячий, волчий, лисий.

- Чья голова?- Беличья, заячья, лисья, волчья.

Опыт:

Сейчас мы с вами будем исследователями, узнаем почемуживотные меняют свой окрас.

(На доску вывешиваю два листа: 1- белый; 2- пёстрый. По очереди ставлю фигурку зайца, то на белый, то на пёстрый лист)

_ Почему зайца не видно на белом листе?

- А почему отчётливо видно на пёстром?

(Тоже   самое проводится с белкой)

               У вас на столе лежат карточки с изображением лисы и волка и предметы из прозрачного оранжевого пластика.

Наложите на изображение волка пластик.

- Вы видите изображение?

- А сейчас на изображение лисы, что произошло?

- Почему не видно изображения?

-Какого цвета пластик?

- Из каких цветов красок можно получить оранжевый цвет?

- Как окрас лисы, так и оранжевый пластик отражает цвет, который попадает нам в глаза, т.к. оранжевый цвет не чисты, он содержит в себе жёлтый цвет, жёлтый цвет сливается с жёлтым цветом изображения и наш глаз не в состоянии отделить один цвет от другого.

Поэтому животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что им помогает защититься от хищников.

Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы, от цвета листвы и травы.

  - Назовите примеры маскировочной окраски животных.

- Заяц белый, как снег.

Белка рыжая, как ствол у сосны.

Лев коричневый, как песок.

Крокодил зелёный, как трава.

- Ребята, пока мы с вами проводили эксперименты, кто-то здесь проходил,

и оставил свои отпечатки, как выдумаете, чьи это следы?

- Пройдите, так как прошёл бы этот зверь.

- А сейчас нарисуйте следы любого животного, чтобы ваш знакомый зайчик научился их различать.

 -  Что вам понравилось больше всего на занятии?