Веселый Светофорик

Петенева Марина Александровна, воспитатель

Бронникова Татьяна Юрьевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 31 "Зайчик"

Кемеровская область, город Белово, пгт Грамотеино


 Целевой раздел

1.1  Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

По прежнему, одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия. Обеспечение безопасности движения всегда было важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Так как проблема по сохранению безопасности и здоровья детей актуальна с самого раннего возраста, считаю, что обучить детей правилам дорожного движения нужно с детского сада.

Наш детский сад расположен рядом с дорогой, где очень много проезжающего автотранспорта. Поэтому возникла необходимость проводить дополнительные занятия, направленные на овладение навыками культуры поведения на улице и транспорте.

Работая на средней группе убедились, что лучше всего дети усваивают необходимые знания через игру. Дополнительные занятия предполагаем, в форме кружка «Весёлый светофорик». Программа кружка создана на основе методических пособий: Богдановича А. «Пешеходу-малышу», Гиоргиев Г. «Светофор», Степанкова Э.Я. , Филенко М.В. «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Турин О. «Для чего нам светофоры».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

·       Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·       Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

·       Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·   Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №31 «Зайчик» комбинированного вида города Белово

 

Цель программы:

·       Знакомство детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

·       Обучать детей безопасному поведению на дорогах;

·       Способствовать развитию вспомогательного интереса к знаниям ПДД;

·       Формировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации;

·       Воспитывать дисциплинированность и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе;

·       Развивать словарный запас и связную речь, память, внимание, воображение.

 

 

 

Принципы и подходы к формированию программы

 

При разработке программы учитывались следующие принципы:

1.    Поддержка разнообразия детства;

2.    Сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;

3.    Личностно-развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

4.    Уважение личности ребенка;

5.    Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

 

Дети  пятого года жизни очень активно воспринимают все, что их окружает. На пятом году жизни в развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития.

На пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами.

Дети могут накапливать знания о самых разных предметах ( города, страны, животные, машины и т.д.). У ребенка возникает отношение к новым сферам жизни, с которыми его знакомят (симпатии к дельфинам, опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые живут в условиях полярной ночи).

На этом году жизни предстоит формировать у ребенка целостную систему взаимосвязанных представлений о каких-то, достаточно удаленных от него сферах и областях жизни. Мы должны заложить  удетей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к окружающему миру.

В сфере социальных отношений не следует выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, по скольку он все равно не сможет правильно понять эту действительность.

Если же дети задают сложные вопросы, задача воспитателя- ответить на них как можно проще и понятнее для ребенка. Еще одна особенность этого возраста- бурный расцвет так называемых фантазий. На этом году  дети начинают рассказывать невероятные истории, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях.

Необходимо помнить: никак нельзя на основе  выдумок уличать ребенка во лжи.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

Целевые ориентиры для средней  группы

·     Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игры, общения, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·     Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и взрослым, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, сопереживать неудачам и порадоваться  успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·     У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·     Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам, поведениям, правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дети научатся:

·       Правильно вести себя на дорогах и  в общественном транспорте;

·       Избегать опасных ситуаций;

·       Использовать специальную терминологию;

У них будут сформированы:

·       Навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой;

·       Дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения;

·       Память, внимание, пространственное воображение.

 

 

Формы, средства, способы реализации программы

Программа реализуется с детьми средней группы, рассчитана на одни учебный год (15 часов). Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в месяц, продолжительность занятий 20 минут. Работа проводится в форме факультатива. Программа состоит из 3 разделов:

·        Наша улица;

·        На нашей улице машина;

·        Участники действия на нашей машине.

В первом разделе дети знакомятся с городскими, сельскими улицами, транспортом, светофором. Во втором разделе узнают у каждой машины свое назначение. Закрепляют основные дорожные знаки. В третьем разделе становятся активными участниками действия на дороге, пешеходами и водителями. Смотрят спектакль и встречаются с настоящим сотрудником ГИБДД.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляются на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

В работе используются методы и приемы:

·       Беседы, чтение;

·       Подвижные игры;

·       Рассматривание картин и иллюстраций;

·       Дидактические игры;

·       Продуктивная деятельность;

·       Сюжетно-ролевая игра.

Каждое занятие включает в себя совместную деятельность взрослого и детей.

 

 

                                              2.Содержательный раздел

2.1 Учебный план

 

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Средняя группа

0,5

15

 

2.2Тематический план

Наименование раздела, темы

Всего

Теор. занятия

Практ. занятия

Контроль

1.

«Наша улица»

5

3

2

 

1.1

«Знакомство с улицей»

 

1

 

 

1.2

«Мы строим улицу»

 

 

1

 

1.3

«Встреча с «Веселым Светофориком»

 

1

 

 

1.4

«Мой приятель светофор»

 

 

1

Выставка работ

1.5

«Перекресток»

 

1

 

 

2.

«На нашей улице»

3

2

1

 

2.1

«Специальные машины»

 

1

 

 

2.2

«Мы едем-едем-едем»

 

 

1

 

2.3

«Дорожныезнаки»

 

1

 

Конкурс стихов «Встреча дорожных знаков»

3.

«Участники движения на нашей улице»

7

3

4

 

3.1

«Мы пешеходы»

 

1

 

 

3.2

«Пешеходных переход»

 

 

1

 

3.3

«Когда мы пешеходы»

 

1

 

 

3.4

«Пешеходы и водители»

 

 

1

 

3.5

«Спектакль «Зайка-нарушитель»

 

 

1

 

3.6

«Встреча с сотрудником ГИБДД»

 

1

 

 

3.7

«Праздник «Красный, желтый, зеленый»

 

 

1

Развлечение

 

2.3 Содержание программы

1 Раздел. Наша улица (5ч.)

1.1 Тема- Знакомство с улицей (1ч.)

Беседа по прочитанному произведению «Дядя Степа милиционер» Маршак  С.Я. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя об улицах: городских, сельских, о разных домах на этих улицах, о транспорте.

         1.2 Тема- Мы строим улицу (1ч.)

Рассматривание макета улицы. Демонстрация образца. Самостоятельная работа: строительство улицы из пластмассового цветного конструктора. Обыгрывание постройки: «Зайчата на машинах».

         1.3 Тема- Встреча с «Весёлым светофориком» (1ч.)

Чтение художественного произведения «Бездельник светофор» С.Я. Маршака. Диалог со сказочным героем «Весёлый светофорик» о дорогах и транспорте. Д/И «Кто быстрее соберет светофор», П/И «Стой, иди».

         1.4 Тема- Мой приятель Светофор (1ч.)

Пальчиковый театр «Светофор». Демонстрация образца. Аппликация «Светофор». Самостоятельная работа: наклеивание готовых деталей на основу. Выставка работ.

         1.5 Тема- Перекресток (1ч.)

Рассказ воспитателя о перекрестках: об опасных ситуациях на них. Рассматривание иллюстраций, плакатов с изображением перекрестков. Обыгрывание на макете «Перекресток».

2 Раздел. На нашей улице машины (3ч.)

         2.1 Тема- Специальные машины (1ч.)

Рассматривание картин с машинами специального назначения: скорая, пожарная, полиция, такси. Мини-конкурс «Угадай кто я?». Рисование и раскрашивание машин.

         2.2 Тема- «Мы едем-едем-едем…» (1ч.)

Прослушивание песни из мультфильма «Мы едем-едем-едем…». Беседа о разных машинах. Д/И «Разрезные картинки». Демонстрация полной картины. Д/Упр. «Для чего эта машина».

         2.3 Тема- Дорожные знаки (1ч.)

Д/И «Живые знаки». Конкурс стихов «В стране дорожных знаков».

3 Раздел. Участники действия на нашей улице (7ч.)

         3.1 Тема- Мы–пешеходы (1ч.)

Рассказ воспитателя о правилах поведения пешеходов, при переходе улиц, при выходе из общ9ественного транспорта. Обыгрывание на макете «Осторожно, пешеход!». Д/И «Кто нарушил правила».

         3.2 Тема- Пешеходный переход (1ч.)

Рассматривание иллюстраций с видами пешеходных переходов: наземные -зебра, надземный - тоннель, подземный. Рисование пешеходного перехода. Мини-экскурсия к пешеходному переходу у детского сада.

         3.3 Тема- Когда мы–пассажиры. (1ч.)

Чтение художественного произведения о правилах поведения в общественном транспорте: «Пассажир» А. Дорохов. Обыгрывание игровых ситуаций «Правила поведения в транспорте». Не высовываться из окна, не шуметь, уступать место старшим.

         3.4 Тема- Пешеходы и водители (1ч.)

Мини-викторина «Вспомним правила» : закрепить правила пешехода, значение света светофора, поведение в транспорте. Моделирование ситуации «Авария на дороге».

         3.5 Тема- «Зайка-нарушитель» спектакль клуба «Стеф». (1ч.)

Вступительная беседа перед спектаклем. Просмотр спектакля. Обсуждение представления.

         3.6 Тема- Встреча с сотрудником ГИБДД. (1ч.)

Рассказ инспектора на тему «Безопасное поведение на дороге». Закрепление в игровой ситуации.

         3.7 Тема- праздник «Красный, желтый, зеленый» (1ч.)

Встреча со сказочными героями «Буратино и Весёлым светофориком».

 

 

Список литературы

1.    Богданович, А. Пешеходу-малышу [Текст] / А. Богданович.- М., 2003 г.

2.    Георгиев, Г. Светофор [Текст] / Г. Георгиев.- М., 2007 г.

3.    Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено [Текст] / М.С. Коган.- Новосибирск: Сиб.Унив. Изд-во, 2007 г.

4.    Степанкова, Э.Я., Филенко, М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст] / Э.Я. Степанкова, М.В. Филенко.- М., Просвещение, 2010 г.

 

5.    Туртин, О. Для чего нам светофоры [Текст] / О. Туртин.- М., 1998 г.