ТРИЗ в отношениях с опекунами

Пачевская Любовь Петровна, заведующий

МБДОУ "Коктебельский детский сад "Жемчужинка"

город Феодосия


«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно», - эти слова известного ученого Альберта Эйнштейна, человека, привыкшего мыслить оригинально и нестандартно.

Опекунство – это тоже нестандартный и оригинальный вид семейного воспитания и образования для ребёнка. Именно поэтому оба направления можно рассматривать во взаимосвязи. Результат выходит превосходный.

Некоторые опекуны считают своего малыша особенным, т.к. он лишен родителей. Считаю, с их мнением можно согласиться. Особенность таких детей в дошкольном учреждении связана с тем, чтобы помощь им чувствовать себя не ущемленными отсутствием родителей. Именно поэтому, предлагаю сотрудникам детского сада, относится  к опекаемым так же, как к остальным дошкольникам. Некоторым опекунам это трудно понять потому, что они требуют к своим опекаемым особого отношения, а именно большего внимания, меньше замечаний, меньше упоминаний о семье, больше жалости и т.д.

Основной задачей взаимодействия с опекунами является: просвещение опекунов в вопросах детских возрастных особенностей, воспитания и образования опекаемого, выработка общих направлений в процессе становления и взросления ребенка. Сотрудничество дошкольного учреждения и опекунов должно позитивно сказываться на общем развитии и становлении личности опекаемого. 

Советы опекунам по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, научение их конкретным воспитательным и развивающим технологиям, оказание помощи в освоении новых педагогических знаний и навыков - эти мероприятия важно проводить качественно и постоянно. Возрастающая компетентность опекунов получаемые ими знания, оптимизируют даже сложившиеся напряженные отношения в семье.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается противоречивым и многогранным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Именно ТРИЗ прекрасно помогает в данной ситуации.

Один из принципов ТРИЗ – это принцип объективности законов развития систем. Все системы, в том числе и система отношений с опекунами, подчиняются одинаковым законам физики и психологии: все они развиваются. 

Вот и наши отношения не стоят на месте. Опекуны получают от педагогов информацию, знания и применяют их в воспитании опекаемого. Понимание ситуации, так сказать, поднимается на ступень выше.

Другой принцип ТРИЗ - принцип решения противоречий. Все прекрасно знают, что во взаимоотношениях с любыми людьми часто возникают противоречия. И, практически всегда, разрешение этих противоречий, означает новый виток в развитии отношений. Поэтому, согласно этому принципу, нужно стараться не избегать противоречий, а найти это самое противоречие, мешающее продолжать общение, и разрешить его.

Именно этот принцип нам очень поможет в объяснении опекунам того, что их опекаемые такие же дети, как и все другие воспитанники, посещающие детский сад. Не надо бояться привлекать опекунов в обсуждение вопросов по поводу «нормальности» опекаемых и равноправия всех детей в дошкольном учреждении.

Следом используем принцип ТРИЗ – принцип идеальности. Никаких компромиссов в отношении с опекунами. С помощью ТРИЗ стремимся к идеальному результату, то есть такому, который по всем параметрам становится максимально возможным.

Для достижения этого идеального результата применяем принцип конкретности. Только опекун и Вы, только опекаемый и детский сад, только здесь и сейчас. Сильные решения – изобретения и идеи, использующие все преимущество конкретной системы. Подробно изучаем сильные и слабые стороны опекуна и опекаемого и выстраиваем наши взаимоотношения.

 Положительный результат во взаимодействии может быть достигнут только при рассмотрении семьи опекаемого и дошкольного сотрудничестве между педагогами детского сада и опекунами на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком и условием единого образовательного пространства служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания опекаемых. Речь идет о ТРИЗ – педагогике.

Современные последователи теории Альберта Эйнштейна сформулировали принципы ТРИЗ – педагогики, которые действуют в реальной жизни:

 

- Принцип свободы выбора. Воспитанник (в нашем случае опекаемый) в процессе любого обучающего или управляющего действия должен иметь возможность выбирать;

- Принцип открытости. Педагоги должны не просто давать знания, но и показывать их вариативность, их границы. В учебном процессе должны быть открытые задачи - задачи, имеющие несколько разных решений, что стимулирует развитие воображения и генерирование новых идей;

- Принцип деятельности. Опекун или опекаемый должен действовать, а не быть сторонним наблюдателем. Без практики, реальные навыки освоить сложно;

- Принцип обратной связи. С целью постоянного контроля ситуации должна быть очень развита система обратной связи.

- Принцип идеальности. Как уже говорилось, никаких компромиссов.

Используя принципы ТРИЗ, взаимодействие с опекунами становится более плодотворным. Люди с удовольствием принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения, понимая, что детский сад – это тоже семья для опекаемого. Отношения между опекаемым и взрослыми меняется в положительную сторону. Ребёнок не чувствует себя ущербным, обделённым, обиженным.

Детский сад и семья – это два воспитательных феномена, и каждый из них даёт опекаемому социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создадут оптимальные условия для полноценной социализации ребёнка. 

После кропотливой работы с использованием принципов ТРИЗ во взаимоотношениях с опекунами постепенно ушли непонимание, недоверие, их настороженность. У педагогов и опекунов одна общая цель – воспитать будущих созидателей новой жизни.