НОД по речевому развитию с элементами музейной педагогики "Рассматривание картины В.М. Васнецова и составление рассказов по ней"

Монакова Юлия Александровна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №118"

г. Саратов


Возрастная группа: старшая группа

Тема:«Рассматривание картины В. М. Васнецова «Аленушка»

Составление рассказа по ней»

Ведущая образовательная деятельность: речевая

Цели:

Помочь детям познать многообразный и удивительный мир живописи, дать детям первоначальные знания о художественной галерее, ее экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.

 Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.

Задачи:

Образовательные задачи:

 Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие задачи:

Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Виды детской деятельности:

Формы организации: групповая

Форма реализации:показ презентации,демонстрация картины «Аленушка»

беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материал

Словарная работа:

Обогащение словаря: музей, галерея, опечалилась, пригорюнилась заросшая река, потрепанный. Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.

Оборудование: картина «Аленушка», презентация к занятию, указка

Предварительная работа: создание мини-музеев в ДОУ, экскурсии в мини-галерею ДОУ, посещение экскурсий, организованных КВЦ «Радуга», рассматривание картин, составление описательных рассказов, знакомство с музеями города Саратова, знакомство с Третьяковской галереей, занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование пейзажа, предметного окружения).

 

 

 

 

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель.  Я рада видеть вас. Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли?  Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательноепутешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё.

 

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей

Нам долго выбирать не нужно место –

Мы дружно отправляемся ….

 

 

Дети заходят в импровизированную картинную галерею, здороваются с гостями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети.  …в музей

 

 

Располагаются перед экраном мультимедийной установки.

Основная часть.

 Воспитатель. Ответьте мне пожалуйста – что же такое музей?

 

Правильно.

 

 

Воспитатель. Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете?

 

 

Воспитатель. В нашем городе много музеев, все они разные.

Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей родины, городе Москва

Фасад музея был сделан по проекту художника-сказочника В. М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.

 

Посмотрите на портрет В. М. Васнецова

 

В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника.

 

 

Воспитатель.

Здесь картин полным-полно,

Приходите все в нее.

И художников аллею

Посмотрите в...

 

Воспитатель. Проходите, ребята в нашу художественную мини-галерею. Располагайтесь.

Воспитатель. В нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а ее название вы мне скажите сейчас сами.

Воспитатель. О ком нам рассказал художник?

-Почему же мы сразу увидели Аленушку? Да, художник нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает наши взгляды своей простой красотой.

-Как вы думаете, какое у девочки настроение)

-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? 

А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине.

 

Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.

 

 

 

 

 Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у темной реки.

Что окружает Аленушку? 

Во что одета девочка?

(Воспитатель продолжает ответы детей)   

Одета она в русском темно-сером потрепанном сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга унесла братца? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.

Давайте посмотрим на Аленушку, как она выглядит?  Да, волосы не причесаны, не собраны в косы. Она – растрепанная. Сарафан потрепанный.

 

- Почему?

 

-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? 

 -Посмотрите, какая темная вода.

 

-А есть ли кто-то рядом с ней? 

-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой!  

 

А какое настроение в лесу?

 Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесной речке тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.

 

 

Воспитатель. Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображенной на картине, дадим отдохнуть нашим глазам.

 

 

Слайд. Художественный музей им. Радищева

Дети. Музей – это место, где хранят различные предметы: картины, старинную мебель, посуду, одежду, скульптуру

Слайд. Музеи города

Дети называют музеи и рассматривают слайды на мультимедийной установке

 

Слайд. Третьяковская галерея.

 

Дети рассматривают слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд. Портрет Виктора Михайловича Васнецова

 

Слайд. Картины В.М. Васнецова «Иван царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка»). Дети рассматривают и называют знакомые картины.

 

 

 

Дети.  …галерее

 

 

Дети проходят и садятся на стулья. Перед ними мольберт на нем располагается картина.

Воспитатель открывает картину В. М. Васнецова «Аленушка»

Дети называют картину.

 

Дети смотрят, высказывают суждения.

 

Она сидит в центре, художник нарисовал ее в центре

 

 

 

Она грустная, печальная

Ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные, пригорюнилась

Дети принимают позу, похожую на позу девочки на картине

 

Показываю слайд с иллюстрациями к сказке

Ответы детей. Потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца, братца утащила злая Баба-Яга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.  Лес, темный лес, хмурый лес, рядом река течет

На ней сарафан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Платье порвано, ноги грязные, волосы растрепаны, лохматая,не причесаны, растрёпанная

 

 

Братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)

У речки

 

 

Нет никого, Баба-Яга спряталась за кустом

 

 

 

 

 

 

 

Как-то грустно, желтые листья падают, тихо

 

 

 

 

 

Дети встают полукругом, выполняют движения в соответствии с текстом

Динамическая пауза.

Физминутка.

«Здравствуй лес».

Здравствуй лес, прекрасный лес

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листвой

Ночью темной, грозовою

 Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь?

Какая птица?

 Все открой, не утаи.

 

Ты же видишь – Мы свои!

 

 

Дети выполняют движение.

 

Широко развести руки в стороны

Повороты вправо и влево

Руки подняты вверх

Выполнять покачивания вправо-влево

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо-влево

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди

 

Воспитатель. Давайте поговорим о природе.

Что можно сказать о солнце? Видно ли его на картине? Солнце не видно. Оно уже не греет, только светит немного за лесом

Опишите небо, изображенное на картине.

 

Деревья какие?

 

Дует ли ветер?Деревья не качаются, и вода в реке не движется.

 

Может быть идет дождь?   Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди

 

Трава? 

Воспитатель. Ребята, мы рассмотрели картину В. М. Васнецова «Аленушка». Давайте составим рассказ по картине.

Воспитатель

 Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушивают 1-2 рассказа).

 

Дети высказывают свои суждения

 

Солнце прячется за тучами. Его почти не видно.

 

 

Небо на картине серое, хмурое, пасмурное

 

Деревья темные, роняют листья. Идет листопад. Листья на деревьях желтые, в воду облетают 

Ветра нет, листочки не колышутся.

 

 

Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди

Трава желтая и сухая. Вся река травой заросла

 

 

 

Дети составляют рассказ по картине опираясь на план, предложенный воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть.

Вам понравилась картина?

- Кто ее написал?

-Где хранится картина?

Воспитатель. Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к русской народной сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.

 

 

 

Ответы детей

 

 

Слайд. Девочка крестьянка

Дети рассматривают его.