Детско-родительский проект "Волшебница-Вода"

Бедовая Елена Викторовна, воспитатель

МБДОУ д/сад №22

г.Зеленогорск, Красноярский край


В.И.  Вернадский.

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых   дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Актуальность: С водой дети знакомы с самого раннего детства, но чаще всего и не задумываются о «волшебных» свойствах и качествах обыкновенной воды. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества.                                                                                    Если посмотреть на глобус , мы увидим , что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода - источник жизни всего живого на  земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели. Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно к воде.                                                                                                 

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.                                                  Срок реализации:      Долгосрочный.

Тип проекта: Информационно экспериментально познавательный.

Цель: Расширять знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека и ее роли в окружающем мире. Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

- систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей;                                     - расширять представления детей о воде,  как среде обитания для животных и         растений;                                                                                                                                                                                             - обобщать и уточнять знания  детей о воде и её свойствах;                                                                                                 - стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную        исследовательскую деятельность;                                                                                                                                  - развивать любознательность и познавательную активность;                                                           - воспитывать исследовательский интерес к природе путём создания проблемных ситуаций и постановки опытов;                                                                                                                                      - привлекать  родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемый результат:

-  сформировать у детей представления о воде  как источнике жизни на земле;                                                 -  сформировать у детей интерес к познавательно - исследовательской       деятельности, умение устанавливать причинно - следственные  связи;                                                                                                    - умение разрабатывать алгоритм исследования;                                                                                              - повысится  компетентность родителей в экологическом воспитании  дошкольников, приобщение родителей к проектной деятельности.

План реализации проекта.

Этап: Организационно-подготовительный.                                                                               - подбор методической и дидактической литературы;                                                         -  - подбор  загадок, поговорок, стихов;                                                                                                              - подбор картотеки опытов с водой;                                                                                                                       - создание условий для исследований, подготовка материалов к      экспериментированию:                                                                                                                                   -  подбор иллюстраций, фотографий, энциклопедий.                                                                                                 - подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, сюжетно-ролевых игр.                                 - изготовление модуль-корабль.                                                                                                           -консультация для родителей «Эксперименты  дома», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

                   Основной этап проекта.                                                         

Направление деятельности

Содержание деятельности

 

 

Беседы, рассказы

« Вода вокруг нас»

« Берегите воду»

« Морская и пресная вода»

 

 

Познавательная деятельность

НОД «Знакомство с водоемом»

НОД «Растения водоемов»

НОД «Обитатели водоемов»

 

 

Художественно-эстетическая деятельность

Аппликация «Золотая рыбка»

Оригами «Кораблики»

Рисование «На морском дне»

Лепка «Обитатели морей и океанов»

Пластилинография « Морские жители»

Поделки из неоформленного материала    «Аквариум»

Гирлянда из капелек.

Макеты

 

 

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Лягушки и цапля»

«Море волнуется»

«Ручеек»

« Караси и щука»

«Рыбак и рыбки»

 

 

Чтение художественной литературы

Погорельского «Весенний ручеек»                                                                                                      Л.Люшина «Капелька»                                                                                    Г.- Х. Андерсен «Русалочка»,                    сказка «День рождения Дельфинёнка»,                                                                               стихи А.С. Пушкина «О море»,                        Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки»,                                                    К. Чуковский «Мойдодыр»,                         Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»,                                                                                                                                                     Море-синий цвет Земли»

 

Познавательно - исследовательская деятельность               

Познавательно - исследовательская  деятельность

Задача

Форма деятельности

Развивающая среда

1 НЕДЕЛЯ

« Вода не имеет запаха»

подвести детей к тому, что вода не имеет запаха.

групповая

пробирки, наполненные водой.

 « Вода не имеет формы»

 

 

«Вода не имеет вкуса»

подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы

 

доказать, что вода не имеет вкуса

групповая

 

 

 

групповая

различные по форме сосуды

 

 

стаканчики, наполненные водой ,соль, сахар, мандарины, чеснок  и т. д.

« Вода не имеет цвета»

 

 

подвести детей к пониманию того ,что вода не имеет цвета

групповая

 пробирки или емкости, наполненные водой, пищевые красители или краски, мелкие игрушки

« Вода - это жидкость»

доказать, что вода имеет текучесть

групповая

емкости с водой, пустые стаканчики

2 неделя

« Три состояния воды»

подвести детей к пониманию  связи между температурой и состоянием воды

групповая

емкости с водой ,  лед.

« Лед легче воды»

 

 

доказать , что лед легче воды

групповая

емкости с водой , кусочки льда

« Круговорот воды в природе»

познакомить детей с явлением «Круговорот воды в природе»

групповая

модель

«Присутствует ли вода в составе духов?»

Подвести детей к пониманию что входит в состав духов

групповая

пробирки с водой, ароматные масла.

3 неделя

«Животворное свойство воды»

доказать детям, что вода необходима для роста растений

групповая

ветки растений, ваза с водой, лук.

« Вода испаряется»

доказать, что вода испаряется.

групповая

емкость с водой

« Вода – растворитель разных веществ»

подвести детей к пониманию, что есть вещества  растворимые и нерастворимые в воде

групповая

пробирки с водой, соль, сахар, речной песок, краски, пластилин

4 неделя

« Плотность воды»

доказать , что жидкость имеет разную плотность

групповая

вода, растительное масло

« Почему одни тела тонут, а другие нет»

убедить, что плавучесть предметов зависит от их формы и тяжести

групповая

предметы разной формы и величины

« Можно ли увеличить силу воды»

Доказать, что вода имеет вес, давление на стенки сосуда и дно

групповая

пластиковая бутылка с горизонтальными и вертикальными отверстиями , скотч

«Что происходит с картофелем в соленой и обыкновенной воде»

доказать, что соленая вода впитывает влагу из картофеля

групповая

емкости с соленой и пресной водой , картофель.

 

 

 

 

 

Какие варианты продуктивной деятельности предлагали дети в рамках текущего проекта?

1.  Сделать гирлянду из капелек и развесить их  в группе. 

2.  Вырезать тучки, капельки и оформить входную дверь в группу.

3.  Нарисовать рисунки о воде.

4.  Сделать золотых морских рыбок.

5.  Сделать кораблики.   

6. Макет «Подводный мир»

 Три самых необычных видов деятельности.

1. Опыт «Торнадо». Цель: доказать, что вода имеет вес, давление на стенки сосуда и дно.  В ходе  выполнения опыта «Торнадо» не получилось, дети предложили из этого  сделать  водяные часы.

2. Опыт « Выращивание кристалла». Родители  Маши  приобрели набор «Волшебный кристалл» чем очень заинтересовали детей группы. Ребята с огромным удовольствием приняли участие в выращивании кристалла: постепенно засыпали ингредиенты, заливали кипятком и ежедневно наблюдали за ростом волшебного кристалла. В инструкции по выращиванию кристалла прописано правило- не шуметь, а иначе кристалл разрушится, дети соблюдали это правило.

3. Опыт  «Изготовление духов». Этот опыт организовали Ксюша с мамой Натальей Алексеевной, показали всем детям нашей группы, дети были в восторге ,потому что увидели не только опыт, но и ощутили аромат духов.

Чем занимались дети в свободное время ?                                                                                      

1. Рассматривали энциклопедии, иллюстрации, книги, заучивали стихи, физминутки, музыкальные паузы.

2. Продуктивная деятельность. С детьми  были изготовлена аппликации: «Золотая рыбка»,  «Кораблик», пластилинография «Подводный мир», макеты на тему «Морское дно», «Морские обитатели», «Аквариум», из неоформленного материала были изготовлены кораблики, аквариумы, «Водяной», оригами «Кораблики», гирлянда из капелек, макет тучи с капельками дождя.

3.Наблюдали за результатами в ходе опыта, в мини лаборатории.

 

Что узнали дети!

1. Дети из опытов узнали о свойствах воды: вода не имеет запаха, цвета, формы, является растворителем, вода испаряется, что лед легче воды, плотность воды и т.д

2. Дети имеют представление  о воде,  как среде обитания для животных и         растений.

3. Дети были вовлечены в совместную исследовательскую деятельность.

4 Дети самостоятельно  научились  проводить опыты с водой и дома и в группе

5. Дети научились наблюдать и отмечать в таблицах результаты опытов.

6.Родители были привлечены к сотрудничеству и проявили заинтересованность, активность и участие в данном проекте: делали с детьми поделки на тему «Вода» рисунки, опыты с водой, готовили практический материал к пресс-конференции, на выбранную ребенком тему проекта.

 

Заключительный этап проекта.

 

- Подведение итогов «Научно-практическая конференция по теме проекта «Волшебница вода».                                                                                                                                                              - Создание энциклопедии  «Волшебница вода».