"Какими бывают песок?"

Экспериментирование с песком

Сапожникова Наталия Васильевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №7 "Золотой ключ"

г. Урюпинск, Волгоградская область


Цель: познакомить детей с особенностями песка, сравнить песок сухой и мокрый, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: стаканчики с сухим и мокрым песком для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Во время прогулок предложите ребятам отыскать на земле палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». 

Вступительная часть

Воспитатель: Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо  светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, горы, воздух и леса,

Гром, туманы и роса, человек и время года!

Это все вокруг – природа!

 

Воспитатель: И так, мы продолжим говорить о природе. Посмотрите, что у меня в руках?

Дети: Корзина.

Воспитатель: Действительно – корзина! И в ней что-то есть, но я вам смогу показать, если вы назовёте признаки весны и явления природы веной.  Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: И так, сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Давайте мы с вами вернёмся в то время, когда зима только что ушла и вот наступила вена. Представили?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь назовите изменения в природе с приходом весны, какие явления стали происходить?

Дети: Ярче светит солнце, таит снег, таит лёд, бегут ручьи, капель, сосульки, дожди. Пробуждается природа: прилетают перелётные  птицы, набухают почки, появляются первоцветы, трава и другие  растения. Дни стали длиннее, ночи короче. После зимней спячки просыпаются дикие звери, насекомые и др.

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Давайте посмотрим, что же находится в корзинке! 

(Воспитатель достаёт из корзинки три пакетика: с камнями (песочными), водой и воздухом.Дети перечисляют содержимое).

Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с моими помощниками, которые помогут нам сегодня. И так, сегодня мы будем изучать вот эти камни. А помогут нам  вода и воздух. Какой он наш песок?

Пойдёмте к нашей песочнице.

Основная часть

(Все подходят к песочнице).

Наблюдение №1 «Откуда берётся песок?»

Материал: воспитатель берёт  2 камня и трёт друг об друга  (из камней  при трении сыплется песок) лист бумагу (лоток), лупа.

Опыт:  воспитатель берёт  2 камня  трёт  и  стучите ими друг о друга  над  листом картона (лотком).

Воспитатель: Как вы думаете, что это сыплется?

Воспитатель: Возьмите лупы, рассмотрите это?

Воспитатель: Как мы получили песок?

Воспитатель: Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

 

 

Наблюдение № 2 «Из чего состоит песок?»

Опыт: Насыпьте песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его.

Воспитатель: Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)

Воспитатель: Как выглядят песчинки?

Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую?

Воспитатель: Чем похожи, и чем отличаются песчинки?

Воспитатель: Имеет цвет или нет?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

Наблюдение № 3 «Сухой мокрый песок»

Воспитатель: Давайте мы с вами пройдём по очереди по песку. 

Воспитатель: Остались следы?

Дети: Остаются, но не чёткие. 

Воспитатель: А как изменится песок, если мы его польём водой?

(Поливают песок водой)

 

Воспитатель: Давайте опять пройдём по песку.

(Проходят по мокрому песку.Остаются следы).

Вывод: Сухой песок сыпучий – не сохраняет  чёткие следы, мокрые песок держит форму следа.

Эксперименты, опыты  с песком

Опыт 1 «Куда исчезла вода?» 

В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок). 

Вывод: вода впитывается в песок быстро.

 

Опыт 2 «Легко ли сыпется сухой и мокрый песок?

Из бутылки высыпаем песок на бумагу (поддон). Легко ли сыпется? То же с мокрым песком (высыпается комочками и с большим трудом).

Вывод: сухой песок сыпучий, мокрый – рыхлый, образует комки.

(Воспитатель предлагает нарисовать песком, из бутылок, рисунок. С начало мокрым, затем сухим. Подтверждаем уже сделанный вывод).

 

Опыт 3 «Посадим дерево в песок» 

В стаканчик с сухим песком вставляется веточка (воображаемое дерево), затем с мокрым песком.

Вывод: в мокрый песок труднее погрузить объект.

Заключительная часть

Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.

Самостоятельная конструктивная деятельность с песком.