Конспект интегрированного занятия по естествознанию и развитию речи в средней группе

Матыскина Лариса Сергеевна, воспитатель

ГККП "Ясли-сад №115"

г.Павлодар


Тема:«Птичья столовая»

 

Цель: Расширение представлений о помощи человека пернатым друзьям.

Задачи:

• Дать представление о жизни птиц в осенне- зимний период, о возможной помощи человека птицам. 

• Активизировать речь детей, расширять словарный запас прилагательных.

• Развивать мышление, внимание, память, речь. 

• Воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Билингвальный компонент:Құстар – птицы. Ұшады – летают. Астау – кормушка.

Средства:

• аудиозапись музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» ( «Декабрь»);

• карточки с изображением зимующих птиц;

• схемы для описания птиц;

• Д.и «Кто что клюет"

• шапочки птиц по количеству детей;

• кормушки для птиц;

• семечки подсолнечника; геркулесовые хлопья, хлебные крошки;

• игрушка - воробей.

Ход проведения:

I. Вводная часть.

Круг радости: Рады мы всегда друзьям!  Приглашаем в гости к нам! 

Всех, кто хочет твёрдо знать  Как природу охранять. 

Ведь в любое время года ждёт помощников природа!  

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила! (зима)

Какое же время года сейчас гостит у нас?

II. Основная часть.

1.Как вы догадались, что пришла зима? Посмотрите в окошко, полюбуйтесь на зиму!Вот и к нам пришла зима: на деревьях бахрома,мороз трещит на стёклах, сквозняк стучится в окна!

Воспитатель: А давайте-ка мы сядем на коврик, закроем глазки и попробуем услышать песенку зимы в лесу. (Звучит мелодия, но без птичьего пения).

- Дети, а почему в лесу не слышно птичьих голосов, почему так тихо? (Птичкам холодно, многие улетели в тёплые края).

Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, голуби. Непросто им искать  кормв это время года, снег всё кругом засыпал.

 

Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены зимующие птицы. (Воспитатель показывает и называет птиц, дети помогают).

Погуляем с вами в зимнем лесу, становитесь, дети в круг, сейчас мы превратимся в птичек (надевают шапочки).

Физкультминутка. Мы по лесу гуляли за природой наблюдали:

Как красив зимою лес, сколько здесь вокруг чудес!

Вверх на небо поглядели, к нам птички прилетели,

Вокруг нас летали, крыльями махали!

В лесу тихо и покой, ну а нам пора домой!

 

Работа над звуковой культурой речи.

Чистоговорки

 

Д.И. «Опиши птицу». С помощью опорных карт описывают выбранную зимующую птицу.

 

Воспитатель: Дети, кто-то стучится к нам в окошко, кто же это?

Чик-чирик, к зёрнышку прыг, клюй, не робей! Кто же это? (Воробей)

Воспитатель вносит игрушку воробья.

Воробей:  Я — весёлый воробьишка, серый маленький мальчишка, мне едою служат мошки, мне едою служат крошки!Дни мои зимою тяжки: нет ни крошки, ни букашки!Я, ребятки, еле жив. Чив-чив-чив!!!Вы мне, детки, помогите и от голода спасите!!!

Воспитатель: Ребята, чем же мы можем помочь нашим зимующим птицам? (Покормить их).У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок, Мы вешаем кормушки для птичек на сучок!

 Зима - трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях. В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке.

Предлагаю вам  открыть птичью столовую.

На прогулке мы закрепим кормушки на деревьях, насыплем семечек для пернатых друзей, а потомбудем ждать в гости всех птиц и понаблюдаем, как онибудут лакомиться в нашей птичьей столовой. Но прежде рассмотрим какими бывают кормушки.

Рассматривают кормушки, называют ее части.

Предлагает поразмышлять и ответить для чего у кормушек крышка?

 

Д/и «Кто, что клюет» (выбирают корм: синички, воробью, голубям, вороне).

 

III.Заключительная часть.

Ребята, что нового узнали о птицах? Кто главный им помощник? А кто враг птицам зимой?