Зимующие птицы

Никитина Наталья Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ №14 "Сказка"

республика Татарстан, г.Нурлат


Постановка проблемы.

Повседневная жизнь детей протекает в окружающем их природном мире. Ежедневно  наши дети видят небо ,траву, цветы, птиц-все то ,что называется природой. В 3-4 года дошкольник проявляет значительный интерес  к окружающей живой и неживой природе. Удовлетворить детскую любознательность, обогатить ребенка яркими впечатлениями о красоте природных явлений, сформировать продуктивные представления об окружающем мире, привить первые навыки самостоятельности мышления-вот основные идеи моего проекта.

Учитывая особенности детей данного возраста и современный период в дошкольной педагогике –внедрение ФГОС к Основной общеразвивающей программе мною была разработана проектная деятельность. Проектировачная  деятельность помогает комплексно развивать ряд психолого –педагогических принципов :научности, комплексности, системности, последовательности в работе, доступности материала.

 

 

Тип проекта:

По содержанию- творческий,

По времени-долгосрочный.

Условия реализации Детский сад общеразвивающего вида.

Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и специалисты ДОУ.

Атуальность и новизна: разработан план проекта на месяц в старшей группе .Проект апробирован. Получены результаты.

Технологичность: Проект доступен и может быть использован как в целом .так и отдельными частями воспитателями и специалистами дошкольных учреждений.

Цель проекта: Развивать познавательный интерес, творческие способности.

Задачи:

-Воспитание гуманного ,эмоционально-положительного бережного отношения к миру природы ,развитие чувства .симпатии к птицам.

-Формировать системы  элементарных научно экологических знаний .

-Систематизировать представления детей о перелетных , зимующих, кочующих, домашних ,а также о птицах  нелетающих птицах.

-Развитие навыков простейшего экспериментирования.

-Развитие творческого мышления и коммуникативных навыков.            

 

Стратегия достижения поставленных задач.

Подготовительный этап:

1.Сбор и изучение литературы по данной теме.

2.Определение цели проекта ,исходя из интересов детей.

.3.Обращение за рекомендациями к специалистам детского сада

4.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5.Обеспечение дидактического комплекса для  реализацию проекта.

Основной этап

1.Апробация содержания проекта  «Пернатые друзья».

2.Составление интегрировано-тематического  плана.

3.Проведение познавательной, игровой, продуктивной деятельности.

4.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной  деятельностью.

 

Заключительный этап

1.тестирование детей.

2.подведение итогов.

3.презентация проекта.

Формы реализации:беседы,Игры,экскурсии,наблюдения.игры-инсценировки,чтение рассказов, заучивание стихов, опытническая деятельность.

Ожидаемые результаты

-расширение знаний детей о перелетных птицах.

-развитие навыков  экспериментирования.   

Внедрение в детскую деятельность пособия «Превращение яйца в птенца».

Оценка результата.

Диагностика усвоения знаний детей по разделу «Перелетные птицы      

Выводы   

По результатам диагностики видно , что знания детей о зимующих птицах расширились и углубились.

Дети научились отличать зимующих птиц от перелетных.

На протяжении реализации проекта у детей развилась связанная речь.

Появилось заботливое отношение к птицам.

Повысился познавательный интерес.

 

Следующий этап работы : расширение знания детей о перелетных и кочующих птицах .

 

Список использованной литературы :

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» практическое пособие для воспитателей и методистов.

Л.И. Азина «Мир природы» пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Ю.В. Щербакова «Развивающие игры для детей дошкольного возраста».

М.Н. Анисимова «Экологическое воспитание дошкольников» разработки занятий.

Г.А. Лапшина методическое пособие» Фольклорно экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста»

 

О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова занимательные опыты и эксперименты для дошкольников «Неизведанное рядом» ,Москва 2001г.

 

И.В.Кравченко,Долгова Т.Л методическое пособие « Прогулки в детском саду», Москва 2010г.

Т.М.Енакай программа экологического образования дошкольников

«Природа и ребенок»,Казань 2002г


Конспект занятия –развлечения.

Тема: Зимующие  птицы.

Цель: развивать познавательные интересы детей, используя фольклор, продолжать воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру ,к зимующим птиц.

Воспитатель: Пришла  зима,

                                Пришла бела:

                                С морозами трескучими,

                                Со  снегами  сыпучими,

                                С ветрами вьюжными.

-Наступили холода. Спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев. Все  живое об этом знает, и каждый  по своему готовится  к встрече с зимы: кто засыпает, кто запасы собирает. А некоторые  наши пернатые друзья  не рассчитывают на милость зимы, улетают на юг. Это стрижи, лебеди, скворцы, ласточки. Как называются эти птицы?

-Перелетные.

-А вот вороны ,сороки, голуби, воробьи, синицы зимой не улетают ,а селятся ближе к человеку. Как называются эти птицы?

-Зимующие.

                              -Девочки и мальчики ,

                              Вокруг себя повернитесь

                              И в зимующих птиц превратитесь!

(Дети надевают шапочки  зимующих птиц)

Воспитатель: Раз,два,три,четыре,пять-

                               Вышли птички полетать.

                               Про кого я загадаю-

                               Эта птичка вылетает.

                               Маленькая птичка-

                               Желтогрудая певичка,

                               Звонко песенку поет,

                               Сало вкусное клюет ?

 

 

Звучит русская народная  мелодия «Барыня »,вылетает синичка.

Синичка:                 Синичка, синичка,

                               Воробью сестричка.

                               Люблю сало, зерна пшенички

                               Вы узнали меня –я Синичка.

                               Зимой исчезли червячки,

                               Кусочек сала повесьте на сучки.

 

Воспитатель .Для синиц можно приготовить вкусные клёцки: из застывшего жира ,семян и овсяных хлопьев.

А вот ещё загадка про птицу , ребятки:

                                                 Черный жилет,

                                                 Красный берет,

                                                 Хвост как упор,

                                                 Нос как топор.

Дети.  Это дятел

Под русскую народную мелодию «Барыня »вылетает Дятел.

Дятел.       Я зимою ищу шишки -

                  Семена сосны и ели,

                  Только вот под плотным снегом

                  Нахожу их еле-еле.

 

 

Воспитатель .                           Прилетай ,дятел, к нам,

                                                 Мы насыплем тебе семян.

                                                 И ёлки и сосны-

                                                 Голодным не будешь ты .

 

Воспитатель.                            И снова, ребятки,

                                                 Про птиц загадка.

                                                 Красногрудый ,чернокрылый ,

                                                 Люби зернышки клевать ,

                                                 С первым снегом на рябине

                                                 Он появится опять.

 

Под русскую народную мелодию «Барыня» вылетает Снегирь.

Снегирь :      Летит на снежный ледяной пустырь            

                      Красногрудый красавец снегирь

                      Снегирям на большой мороз

                      Припасите рябине воз .

 

Воспитатель:     Но не только красногрудые снегири,          

                            А и галки , свиристели, щеглы и дрозды-

                            Наши друзья легкокрылы

                            Любят ягоды рябины.

 

 

 

 

Под русскую народную  попевку «Андрей - воробей» , которую исполняют все дети , вылетает Воробей.

 Воспитатель .  Уличный мальчишка,

                              В сером армячишке

                              По двору шныряет

                              Крошки собирает

 

Музыкальный руководитель исполняет народную попевку «Воробей».

Муз. руководитель. Эй , вор –воробей

                                   Не клюй мою конопель,

                                   Ни мою , ни свою, ни соседству.

 

2 – й ребенок.           Воробушка – воробей,

                                  Ты не бойся , не робей,

                                   Прыгай с веточки сюда,

                                   Насыплем мы тебе зерна.  

 

Воробей « скромничает»

                                    Воробей чего не идешь,

                                    Хлебных крошек не клюешь ?

 

Воробей                      Я давно заметил крошки,

                                    Но боюсь сердитой кошки,

                                    Я пуглив и суетлив,

                                    Чив, Чив, Чив!

 

Воспитатель .         А еще воробей по полям кочует,

                                  Коноплю ворует,

                                  Вор – воробейка

                                   – Серая шейка

 

 

 

 Ребенок. Сделаем кормушки ,

                        Насыплем зернышки

                        – Пусть не голодают

                        Зимой воробушки

Ребенок. Пусть прилетают птицы:

              Голуби , снегири, синицы,

              Галки, вороны, воробьи-

              Зимой скорее покорми!

Воспитатель: Чтоб от вредных насекомых

                      Сады цветущие не погибли зря.

                      Всегда любое  время года,

                      Берегите птиц друзья!

 

-На следующем занятии мы сделаем кормушки для птиц, повесим их на участке и будем наблюдать ,как птицы едят приготовленный нами корм.