Групповой экологический проект с родителями: "Берегите птиц зимой"

Гладышева Оксана Ильинична, воспитатель

Волхонская Гульсим Саидовна, воспитатель

МАДОУ №157

г. Кемерово, Кемеровская область


Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Мы перестали замечать все то живое, и прекрасное что нас окружает. Современные родители пытаются дать ребенку знания и умения, которые как им кажется важны и востребованы в нашем современном мире: научить читать, работать на компьютере,  иностранным языкам и т.д. Редко кто сейчас заботится о моральном и духовном развитие своего ребенка, мы все хотим видеть своих детей успешными, счастливыми и востребованными, но о душевных качествах почему-то не задумываемся. А  приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию пытливого характера и интересов. Учит детей быть заботливыми, добрыми, отзывчивыми.

     Данный проект направлен именно на совместную работу с родителями, если мы посеем семя в семью и будем его удобрять, то из него вырастет прекрасный цветок. Другими словами, что заинтересует родителей, будет в дальнейшем развиваться в семье.

Одной из важнейшей составляющей природы являются птицы.

       Вообще, польза птиц и значение их для человека могут определяться, по крайней мере, с трёх точек зрения.

 Во-первых, птицы являются составной частью природы. Они уничтожают вредных насекомых, грызунов, распространяют семена ягодных растений. Весьма значительна роль птиц в круговороте  в природе.

Во-вторых, птицы интересуют нас с научной точки зрения. Дело в том, что птицы – очень удобный объект для изучения многих общебиологических вопросов. Так, ещё в древности, видя полёт птицы, человек мечтал о своём полёте в воздухе, и первые постройки летательных аппаратов были подражанием полёту птиц. На птицах ведутся поиски механизма ориентации животных, это один из важных и сложных вопросов бионики.

В-третьих, огромна роль наших пернатых друзей в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Это и вполне понятно: птицы красивы, изящны, многие из них обладают чудесным певческим голосом. Можно ли представить, что кто-то никогда не слышал и даже не хочет услышать щебет соловья? Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Значение птиц в воспитании у детей любви к природе, больше, чем любой другой группы  животных, так как они наиболее близки к человеку и доступны для наблюдения  окружающих людей.

 

Проблема.

Привлечь внимание детей и родителей к птицам, к их сохранению и  заботе человека о них.

        Мы, педагоги, совместно с родителями, должны формировать и пополнять  представления о птицах (зимующих, перелётных) их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

 

Цель: Формировать на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение  у дошкольников к миру птиц.  Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросах экологического  воспитания  детей  в рамках группового проекта.

Задачи:

-Создать экологически благоприятную среду на территории дошкольного образовательного учреждения для реализации работы по данному направлению;

- Систематизировать и расширять знания детей  о птицах, научить ценить мир птиц;

-Формировать у дошкольников практические умения по разрешению экологических проблем, испытывать радость от сознания, что помогают избавить птиц от гибели;

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы, познавательную активность детей;

-Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую и  совместную с родителями деятельность;

- Воспитывать бережное и трепетное отношение к природе.

 

Подготовительный этап:

1. Подбор иллюстраций, печатных материалов (энциклопедия, газеты, журналы и др.), детской художественной литературы, дидактических и словесных  игр по ознакомлению с окружающим миром, миром птиц.

2. Подбор презентаций педагогами и родителями о жизни птиц и природы родного края.

3. Собрание сборников мультфильмов, записи пения птиц и СД сказок.

Ресурсное обеспечение:

·               Информационные:книги, журналы, художественные произведения, открытки, энциклопедии, справочники;

·       Материально-технические:фотографии,атрибуты, проектор,компьютер.

Принципы реализации проекта: 

1.     Доступность, достоверность и научность знаний.

2.     Соответствие сложности материала возрасту детей.

3.     Связь воспитательной работы с окружающей действительностью.

Этапы реализации общесадового проекта:

 

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

 

2 этап - организационный этап:

Задачи этапа: создание специальной экологической среды в группах по формированию представлений детей о птицах, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

 разработка планов – проектов совместной работы  детей и родителей по формированию экологического образования, через проведение различных совместных мероприятий по воспитанию гуманного отношения к птицам.

 

3 этап - практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей о мире птиц, а также начала, основы экологического образования через проведение экологических мероприятий по охране птиц.

 

4 этап - итоговый, диагностический. Задачи этапа: обобщение приобретенного опыта и определение результата практической деятельности педагога с детьми и родителями.

 

Реализация  проекта:

Нами было проведено анкетирование родителей об осознании важности экологического воспитания детей. Результат был следующий: родители не видят экологическое воспитание важным компонентом. По  результатам опроса и тестирования установлена проблема, цель и задачи проекта.

Форма реализации групповых проектов:непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей, родителей и  педагогов (развлечения, экологические часы, игры и т.д.) При планировании проекта учитывались: общая проблема, цель, поставленные задачи, возрастные, индивидуальные особенности детей. 

В течение групповой проектной недели были проведены мероприятия:

         - Изготовление и развешивание кормушек совместно с родителями.

         - Выставка рисунков «Птицы нашего края»

         - Мастер-класс для родителей с детьми «Лебедь»

         - Мастер- класс родителей для детей «Печеные жаворонки»

- Литературный вечер «Берегите птиц зимой!» (совместный  вечер  поэзии детей нескольких садовых групп в музыкальном зале).

- Изготовление коллажа « Мы и птицы»

 -Создание КНИГИ о птицах «Наши соседи по планете!»

-Развлечение совместно с родителями «Птичье празднество»

 (музыкальный зал)

Результат  проекта:

В конце проекта было  повторно проведено анкетирование родителей«Значение экологического воспитания для дошкольников», результатом, которого было наличие активности и положительной динамики со стороны родителей и подтверждение необходимости дальнейшей работы по данному направлению.

- Участие большинства семей детского сада в действиях групповых проектов, создании условий для общения с миром птиц, а значит и  в решении  задач проекта.

-Развешаны кормушки для птиц на территории дошкольного образовательного учреждения, открыта «птичья столовая».

-Разработан педагогами детского сада недельный перспективный план развития кругозора детей по теме птицы.

 

-Вырос интерес у детей и родителей к птицам, желание наблюдать, бережно относиться к нашим пернатым друзьям, заботиться о них круглый год.