Дошколята в стране книг

Подготовительная к школе группа

Леонова Айгуль Сагингалиевна, учитель-логопед

МДОУ №44 «Малыш»

Московская обл., г.о  Подольск


«Чтение – это один из истоков

мышления и умственного развития». 
В.А. Сухомлинский
 

 Пояснительная записка

Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают.

В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать, по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.

Все мы знаем о том, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать вывод.

Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Пользуясь тем, что рядом с нашим дошкольным учреждением находится центральная библиотека, к этому процессу мы привлекли и  сотрудников библиотеки. По нашему мнению библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.

Таким образом содержание проекта по приобщению дошкольников к художественной литературе и развитию речи «Дошколята в стране книг» построено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и отражаетосновные направления приобщения детей к различным аспектам речевой культуры, включенным в контекст нравственного, эстетического воспитания.  

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильно развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Руководитель проекта Леонова АйгульСагингалиевна

Проблема: снижение интереса к чтению в России

Актуальность проекта:

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении даннойпроблемы.

 Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, работники библиотеки, родители.

По количеству – вся группа

По длительности - сентябрь 2017 – май 2018 года, долгосрочный.

Цель проекта: развитие творческой речевой активности через ознакомление с художественной литературой.

Развитие у дошкольников речевых навыков, главным из которых является навык чтения на основе художественной детской литературы, традиций, культурного наследия. Создание у детей и родителей установки на семейное чтение.

 

 

 

 

 

 Задачи:

1.     Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2.     Закрепление в речи поставленных звуков.

3.     Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

4.     Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

5.     Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

6.     Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

7.     Развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом.

8.     Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.    

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

- Комплексное обследование уровня речевого и коммуникативного развития дошкольников и состояния морально этического воспитания в семье;                            

 -Составление плана реализации проекта;

-Изучение методико-педагогической литературы по данной теме;

-Провести анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой;

- Сбор информации, анализ и участие в мероприятиях литературно-художественной  направленности.

2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.

3. Заключительный:

-Выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики (проанализировать состояние воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой);

 -Обобщение итогов (провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга», оформить результаты проекта на тему «Дошколята в стране книг».

-Определение перспектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

Перспективный план работы с детьми и родителями

ме-сяц

Мероприя-тие

Вид деятельности

Содержание

Цель

Октябрь       Сентябрь

«Наш детский сад»

Работа с детьми

Опрос-беседа с детьми в библиотечном уголке на тему «Моя любимая книга»;

Экскурсию в другие группы с целью рассмотреть их книжные  уголки;

Подготовка к осеннему конкурсу чтецов

Обобщить знания детей о книгах и библиотеке ; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать самостоятельно высказываться, делиться опытом;  воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; воспитывать нравственно- этическую  культуру у детей и позитивную жизненную позицию; развивать умение выразительного чтения и обучение их началам риторики.

Работа с родителями

Анализ результатов опроса-беседы с детьми на тему «Моя любимая книга»

Анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга», «Ваша настольная книга»;

совместная работу с родителями по подготовке к конкурсу чтецов «Уж небо осенью дышало»

ноябрь

 

Работа с детьми

Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало».

Выставка детских творческих поделок на тему «Осенние мотивы»

Подготовка к новогоднему празднику.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о праздниках вызвать радостные чувства и творческий энтузиазм на  осеннем празднике.  Воспитывать в детях любовь к выразительному чтению, учить не только самому читать наизусть, но и внимательно слушать своих товарищей и учится критически их оценивать.

 Учить читать наизусть «Уж небо осенью дышало», отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

Работа с родителями

Консультация для родителей

на тему:

«Книга как средство всестороннего развития дошкольников»

декабрь

«В мире зимней сказки»

Работа с детьми

Чтение художественных произведений и знакомство с биографией С.Маршака

Проведение новогоднего праздника «В мире зимней сказки»

Познакомить детей с творчеством и биографией детского поэта С.Маршака Учить детей понимать образное содержание сказок С Маршака «О глупом мышонке», «Об умном мышонке».Развивать умение рассуждать, выносить на общее обсуждение собственное мнение. Вызвать в детях соучастие, сочувствие, эмоционально заинтересованное принятие или отрицание поведения героев сказки.

 

Работа с родителями

Пошив костюмов, привлечение членов семьи как артистов и участие в выставке поделок «Новогодняя игрушка».

Создание воспитателем уголка букроссинга для родителей "Чемоданчик литературных путешествий" в помещении раздевалки;  

январь

«Сказка ложь, да в ней намёк..»

Работа с детьми

Слушание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, анализ прослушанного. Викторина «Какие ты знаешь русские народные сказки?»

Викторина по сказкам «иттттт»

Продолжать приучать детей слушать сказки, Делая акцент на запоминание названия сказки; упражнять детей в пересказе запомнившихся моментов, побуждая детей к эмоциональному слушанию. Помочь детям правильно воспринимать содержание произведения и сопереживать героям сказки. При накоплении «Копилки сказок» играть в игру «что за сказочный предмет?»

 

Работа с родителями

Привлечь родителей к изготовлению литературного плаката к годовщине А.Барто и смайликов для интерактивного чтения стихов (оценки эмоционального содержания стихотворения).

февраль

Экскурсия в библиотеку подготовительной группы в рамках долгосрочного проекта

Работа с детьми

Экскурсия по приглашению работников библиотеки №5 «Встреча с подольским автором детского сборника стихотворений «Утреннее счастье» Ольгой Расторгуевой»

 

Побудить к размышлению о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают наизусть.

Выяснить, какие стихи дети помнят, любят. знакомство с автором (рассматривание портрета, иллюстраций ее произведений).

Учить детей внимательно слушать доклад (в форме диалога) библиотекарей, Читать на публике стихотворения громко и с выражением, предъявляя атрибут своего стихотворения, Воспитывать

уважение к товарищу выступающему в роли эксперта на (роль меняющаяся).

Работа с родителями

Привлечь родителей к проведению экскурсии в библиотеку как фоторепортеров.

март

«Весенняя капель»

Работа с детьми

Подготовка и проведение Праздника «Весенняя капель».

Развлечение для всех групп детского сада )«Ух, ты Масленица». Знакомство с устным народным творчеством (разучивание веснянок, закличек, народных подвижных игр.

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций.

Учить детей драматизировать сказку «Петушок и бобовое зернышко» для показа ее на празднике весны.

Воспитывать артистизм, раскованность, умение внимательно слушать и смотреть сказку.

Учить выразительно рассказывать стихотворения в празднику весны, воспитывать душевность при чтении стихов о маме.

Прививать чуткость к поэтическому слову.

 

Дать представление о народном празднике,  расширить кругозор детей; развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес; Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.

Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

 

Работа с родителями

Пошив костюмов к драматизации Сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Помощь в разучивании ролей и стихотворений к празднику.

Создание альбома «Праздники в нашей семье».

Консультация для родителей

на тему:

«Мы, театр, дети»

апрель

«Космос далекий и близкий»

Работа с детьми

Знакомств с биографией и творчеством Б.Житкова. Чтение  избранных глав произведения «Что я видел».

Подготовка проведение экскурсии в интерактивный технический музей «Мотай на ус».Учить составление рассказов из собственного опыта «Что я видел в музее»

 

Воспитывать у детей уважение и чувство гордости за героев покорителей космоса. Воспитывать  интерес к технике, достижениям нашей страны в космонавтике на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Развивать речь, внимание, память детей, активизировать мыслительную деятельность.

Формировать умение внимательно слушать экскурсовода, вести себя в музее культурно и вежливо.

Учить передавать в коротких рассказах свои впечатления от увиденного и того, что наиболее понравилось.

Работа с родителями

Помощи в совершении похода в музей мамой-фоторепортером. Конкурс «Мы помним, гордимся» (рассказывание стихотворений, историй из жизни семьи на тему космонавтики)

май

апрель

«Весенний калейдоскоп»

Работа с детьми

Подготовка и проведение  группе конкурса чтецов «Весенний калейдоскоп» с выдвижением лучших чтецов на общесоюзный конкурс ССИТ. 

Воспитывать чуткость к художественному слову. Учить детей передавать ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать детям выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

Учить внимательно слушать каждого конкурсанта, поддерживать его аплодисментами после прочтения стихотворения.

Поощрить участников почетной грамотой.

Вызвать желание участвовать в следующих конкурсах у тех, кто пока не решается на публичные выступления. 

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.

Уточнить знания детей о земляках-героях.

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Работа с родителями

Посещение  мини-музея «День Победы» в подготовительной группе. Изготовление альбома «Нащи славные прадеды-ветераны Великой Отечественной войны»с фотографиями и архивными копиями документов. 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

1.               Повышение  интереса детей и родителей к художественной литературе. Пополнение литературного багажа сказками, рассказами, пословицами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

2.               Сформированность у детей и родителей устойчивого интереса к художественной литературе и семейному чтению.

3.               Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

4.               Пробуждение у детей интереса к общению с книгой, к выразительному чтению и овладение ими простейшими элементами риторики, художественно-речевыми исполнительскими навыками при чтении стихотворений наизусть и в драматизациях.

5.               Освоение детьми различий между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

6.               Воспитание юных читателей, способных испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развитие у детей чувства юмора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

- Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1998.

- Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва ―Просвещение‖, 1977

- Базанов В. В. Техника и технология сцены. – Д., 1976.

- Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М., 1972.

- Былеева Л. В. Русские народные игры. – М., 1986.

- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

- Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга/под ред. В. И. Логиновой. - М. : «Просвещение», 1992.

- Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

- Горбачев И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

- Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

- Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1984.

- Куликовская Т. А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

- Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих. - Аннотированный каталог. – М., 2004.

- Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций. – М., 1988.

- Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., 1962.

- Савкова 3. В. Техника звучащего слова. – М., 1998.

- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1954.

- Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

- Анатолий Васильевич Щеткин Театральная деятельность в детском саду.

- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.