Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Павлова Ольга Алексеевна, воспитатель

МАДОУ №26 "Буратино"

г. Белебей, Республика Башкортостан


Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

 Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях. Поэтому формирование основ безопасности детей в условиях ДОУ является актуальной и значимой проблемой.

 Педагоги нашего ДОУ систематически ведут целенаправленную работу в этом направлении.

 Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в каждой группе создан уголок безопасности с учётом возрастных особенностей детей.

Педагоги проводят беседы, игровые тренинги с разрешением проблемных ситуаций:

«Как вызвать полицию, скорую помощь, пожарную бригаду? "Что нужно сделать, если…", "Если ты потерялся в городе?", «Если в доме случился пожар», «Не каждый встречный — друг сердечный», «Терроризм» и др..

 Еженедельно планируется работа по ОБЖ: просмотр обучающих видеороликов из серии «Азбука безопасности Смешариков», «Уроки безопасности тётушки Совы»;

чтение художественных произведений, с последующим обсуждением: «Рассказ о

 неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом» С. Маршака; «Как человек огонь приручил» В. Подольного и др. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх:

«Раз, два, три, что может быть опасно – найди», «Острые предметы», «Так и не так», «Что нужно пожарному?», «Лото осторожностей», «Огонь – друг, огонь – враг» и другие.

 С воспитанниками старших и подготовительных групп была проведена экскурсия в пожарную часть. Много положительных эмоций и незабываемых впечатлений осталось у ребят после общения с пожарными и предоставленной возможности посидеть в пожарной машине.

 Воспитатели старшей логопедической группы «Улыбка» (Павлова О.А., Архипова Л.А.) провели сюжетно- ролевую игру «Спасатели». Перед ребятами стояла сложная задача – помочь людям, пострадавшим от землетрясения. Все дети очень серьёзно подошли к выполнению своих ролевых обязанностей, спасатели осторожно разбирали завалы, спасали кукол, врачи оказывали медицинскую помощь, отвозили пострадавших в больницу, пожарные тушили горящие дома, полицейские следили за порядком. Вечером дети с восторгом рассказывали родителям о своих впечатлениях.

 

Такие игры помогают нам воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, отзывчивость, доброту, смелость, уважение к профессиям людей, принимающих участие в спасении человеческих жизней.

 Систематически ведётся работа с родителями: выпускаются буклеты, оформляются папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту; проводятся индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания.

Как часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!». Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями и правилами безопасности жизнедеятельности и будем строго соблюдать их!

 

 Воспитатель МАДОУ №26 «Буратино» Павлова О.А.

 

Тема

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Задачи доминирующих образовательных областей

- формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них- закреплять знания о том, что в случае необходимости звонить по телефону «01», «02», «03»- расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, водитель скорой помощи), пожарной службы, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор)

Задачи интегрирующих образовательных областей:

Социализация

- продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (спасательные службы), их значимость для жизни ребенка, его семьи и общества в целом

- закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал

- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть

- формировать такие качества как, сочувствие, отзывчивость, коллективизм- продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (спасательные службы), их значимость для жизни ребенка, его семьи и общества в целом

Коммуникация

- формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником

- продолжать работу по обогащению словаря (название спасательных служб – спасатели, скорая помощь, пожарная служба; название профессий – диспетчер, спасатель, врач скрой помощи, медицинская сестра, пожарный; техника спасательных служб – скорая помощь, пожарная машина)

Чтение художественной литературы

-развивать художественное восприятие

Физическая культура

-создать условия для творческой инициативы в двигательной активности детей

Художественное творчество

-развивать навыки в продуктивной деятельности через игры со строительным материалом

Предварительная работа

- беседы, дидактические игры, чтение книг, просмотр телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв).

-рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов. -показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи.

-создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать если…».

-знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожар (не играть со спичками, газовыми и электроприборами).

Словарная работа

- бедствие, происшествие, штаб, экипировка, эвакуация людей, диспетчер, правила безопасности, экстремальная ситуация, милосердие, карабин.

Оборудование

-штаб службы спасения (стол, телефон, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях), машина МЧС, машина скорой помощи, грузовая машина, крупный строительный материал, экипировка для спасателей и медицинской службы.

Роли

-спасатели, врачи, медсёстры, диспетчер, жильцы дома, пострадавшие

Ход игры.

Этап игры

Содержание

Деятельность детей

 

Организационно-мотивационный момент

Звучит звук сирены

Воспитатель: Ребята, я слышу тревожный звук. Что это?

 

Воспитатель: Почему она звучит?

 

 

Воспитатель: Да, есть люди, чья профессия – спасать людей. Как называются люди этой профессии?

.Воспитатель: Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек? Давайте соберем в мои ладони слова, обозначающие эти качества.

.Воспитатель: А какого человека не возьмут в спасатели?

Воспитатель: А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

Воспитатель: А вы знаете номера телефонов черезвычайных служб? Сейчас мы это узнаем с помощью задания «Экстренная помощь». Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться -?

Воспитатель: Правильно, звони по номеру – 02.

Если чувствуется запах газа -?

.Воспитатель: Если возник пожар -?

Воспитатель: Если у соседки сердечный приступ. ?

Воспитатель: Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

Воспитатель: Молодцы, многое знаете и отвечали верно, а вы хотели бы попробовать себя в роли спасателей?

Воспитатель: Для этого вам необходимо выполнить задания. Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись». Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя, хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. «Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструменты».

Воспитатель: Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя». Внимание: Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно», если этого делать нельзя, сказать «нельзя».

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Воспитатель: Играть со спичками и зажигалками?

Воспитатель: Съедобный грибок – положить в кузовок?

Воспитатель: Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Воспитатель: открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Воспитатель: Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Воспитатель: Закрывать рот при кашле?

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве спасателей.

-Нам нужно выбрать на роли спасателей 2 человека, столько же врачей, пожарную команду, ещё будут пострадавшие.

-Кто хочет стать спасателем?

- Чем будут заниматься спасатели?

Воспитатель:

- Кто выбрал роль врача?

- Что делает врач скорой помощи?

.

Воспитатель задаёт вопрос пожарникам:

- А что будете делать вы?

Воспитатель:

- А я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).

Дети быстро одевают обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машины, и выезжают на место происшествия. Машины едут с сиреной, чтобы другие машины освобождали дорогу.

Дети: Это предупреждающая сирена машины МЧС и машины скорой помощи.

Дети-Звучит она для того, чтобы все уступали этим машинам дорогу, так как они спешат на помощь к людям, попавшим в беду.

 

Дети: Спасатели.

 

 

Дети: Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый, дисциплинированный.

Дети: Трусливого, слабого, ленивого, злого.

Дети: Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя.

Дети: Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают карточку с телефоном –

 

02.

 

Дети: 04

Дети: 01.

Дети: 03.

 

 

Дети: Конечно, хотели бы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хлопают и топают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Можно!

 

Дети: Нельзя!

 

Дети: Можно!

Дети: Нельзя!

 

Дети: Нельзя!

 

Дети: Нельзя!

 

Дети: Можно!

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Мы будем разбирать завалы и искать пострадавших.

 

Дети: Оказывает помощь пострадавшим.

 

Дети: Мы будем тушить пожары.

 

Практическая деятельность (игра)

Воспитатель включает аудиозапись:

-Внимание! Внимание! Всем спасательным службам!

-Произошло обрушение стены жилого дома!

-Взрыв бытового газа! Диспетчер:

- Бригада на выезд готова? Дети быстро одевают обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машины, и выезжают на место происшествия. Машины едут с сиреной, чтобы другие машины освобождали дорогу.

Корреспондент:

- Веду репортаж с места чрезвычайного происшествия, первый вопрос к командиру спасательной службы:

- Расскажите, что произошло?

Корреспондент:

- Какая версия взрыва?

Корреспондент:

- Спасатели начинают аккуратно работать, разбирая завалы, освобождать людей, пожарные тушат места возгорания, врачи оказывают первую помощь пострадавшим и раненым. Спасённых раненых людей спасатели на носилках уносят на безопасную территорию и там врачи и медсёстры оказывают первую медицинскую помощь.

- На месте обрушения работает бригада скорой помощи, обращаюсь к врачу скорой помощи.

- Есть пострадавшие и раненные при обрушении?

.

 

 

 

 

Корреспондент:

- Что делает медсестра?

Корреспондент:

 - Медсестра постоянно говорит бабушке ласковые слова, гладит по голове.

Корреспондент:

- Затем бабушку увозят на скорой помощи. А спасатели продолжают свою работу.

-Я вижу пожарную команду, обращаюсь к пожарнику:

- Скажите, очаг возгорания ликвидирован?

 

 

Корреспондент:

- Вы использовали при тушении пожара специальную пену?

Корреспондент:

-Спасательная команда продолжает разбор завалов после взрыва. Вдруг спасатели услышали плач около обрушенной стены:

-Что вы увидели?

 

 

Корреспондент:

- Ты кого – то потеряла?

Корреспондент просит спасателей найти котёнка.

Корреспондент:

- Медсёстры делают девочке успокоительный укол, разговаривают, шутят, успокаивают, дают успокоительные лекарства и вместе с мамой отправляют в больницу на машине скорой помощи для обследования и беседы с психологом.

 

Корреспондент:

- Спасательная служба работает слаженно, дружно и профессионально.

Всех пострадавших отправляют в больницу на скорой помощи.

Жильцы дома благодарят спасателей. Я заканчиваю свой репортаж с места чрезвычайного происшествия, съёмку и фоторепортаж вела я, Елена Литвинова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Готовы!

 

 

 

 

 

 

 

Командир спасательной команды:

- Мы, прибыли на место обвала, видим разрушенные стены дома и пострадавших людей.

Спасатели:

 - Первая версия – взрыв бытового газа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Врач:

- У бабушки перелом ноги, накладываем шину и фиксирующую повязку.

Врач (пострадавшей бабушке):

- У вас перелом ноги, потерпите немножко, всё будет хорошо.

Врач:

- Медсестра делает обезболивающий укол, а я накладываю «шину» на сломанную ногу бабушке.

 Медсестра:

- «Потерпите, пожалуйста».

 

 

 

 

 

 

Ответ пожарного:

-Большой огонь потушен, мы сделали всё возможное, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома.

 

 

 

Пожарники:

- Тушили пожар водой и пеной.

 

 

 

Спасатель:

- После разбора места обрушения увидели девочку, она очень испугалась.

Девочка:

- Там мой котёнок.

 

Заключительная часть

.Воспитатель:

- Вы как настоящие спасатели разобрали завалы, помогли людям и спасли котёнка. Много бед может случиться из-за беспечности и неосторожности, из-за несоблюдения правил безопасности. Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

 

- А теперь давайте уберём свои игрушки на место.

 

 

 

Дети: Осторожность – мать безопасности.

Друзья познаются в беде.

Не всякий встречный – друг сердечный.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Подведение итогов

Воспитатель вместе с детьми анализирует ход игры, обсуждает действия спасателей и медицинской службы: что получилось хорошо, а почему можно сделать по другому.

 Помогает детям оценить свои действия, сделать выводы, находить правильное решение, хвалит детей, благодарит всех за участие в игре.