Проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Толстопятова Вера Георгиевна, воспитатель

Павлова Надежда Александровна, воспитатель

МКДОУ Нехаевский детский сад "Колосок"

ст.Нехаевская


Введение


Ежедневно люди  потребляют множество продуктов, что приводит к накапливанию таких отходов, как пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки, бумагу и т.д. Для полного разрушения таких отходов требуется длительное время. Представить трудно, сколько отходов скапливается каждый день. Больно видеть замусоренную природу, ведь она от этого страдает. Нужно  менять отношение людей к мусору. Поэтому мы с ребятами решили вложить свой, хоть и небольшой, вклад в доброе дело защиты экологии нашей станицы. И хотим привлечь к этому других показав, что можно делать из бросового материала и как это использовать. 

"Все мы дети одного корабля по имени Земля,

 значит, пересесть из него просто некуда...

Есть твердое правило: встал поутру, умылся,

 привел себя в порядок-

и сразу же приведи в порядок свою планету."

 

Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

 

 

Актуальность.

    Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Постоянно у дошкольников  возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда девается  мусор? Можно ли использовать мусор? Как дать  мусору вторую жизнь? Что надо делать, чтобы наша Земля была чистой и красивой?

  Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».В котором открыли с детьми, что  бросовый материал легко доступный, не сложный в хранении и использовании, является не традиционным материалом и  позволяет расширить работу  по познавательному и художественно эстетическому развитию. Простота технологии работы с бросовым  материалом, побуждает к активному использованию   и приносит пользу  при развитии мелкой  и крупной моторики рук, способствует развитию творческого воображения и фантазии, побуждает  к  активному взаимодействию со сверстниками, с педагогами и родителями .

Работу по проекту мы начали в осенне-зимний период, что позволило нам использовать продукты детского творчества в украшении  группы к новогодним праздникам, что позволило обеспечить эмоционально  - положительный настрой на деятельность.

 

 

 

Целеполагание.

Проблема:

Охрана природы:

 -отношение людей к мусору;

- вторая  жизнь бросового материала.

 Цель проекта:

-Пропаганда защиты и охраны природы и   расширение  знаний детей о

взаимозависимости мира природы и деятельности человека.

 

Задачи проекта:

-формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;


- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в практической деятельности;

 

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности;

 

-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с  ребенком в условиях семьи и детского сада;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Оформление альбомов на тему "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Оформление выставки "Когда снежинка не растает"

 

 

Методический паспорт проекта.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-январь)

По характеру контактов:

открытый – проект осуществляется в контакте с воспитанниками подготовительной к школе  группы 2 «Звездочка», родителями воспитанников, педагогами.

 

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) детского сада «Колосок», группа  «Звездочка», педагоги группы, родители.

 

По числу участников проекта:

групповой (дети - 26 человек, родители, воспитатели).

Предмет исследования: 

взаимодействие природы и человека.

 

Формы организации проекта:

Словесные: педагогические беседы (групповые, индивидуальные).

Практические: проблемная ситуация, трудовые акции, создание предметно-развивающего пространства.

Наглядные: целевые прогулки по территории  ДОУ, наблюдения, папки передвижки, показ презентаций по теме.

Виды деятельности:

-развитие коммуникативных способностей.

-продуктивная( работа в творческих мастерских);

-речевая;

-игровая;

-трудовая;

-творческая;

-изобразительная;

-ознакомление с окружающим;

 

 

Планирование деятельности

Этапы проекта:

- Подготовительный этап.

- Основной этап.

- Заключительный этап.

Подготовительный этап

- Определение направленности проекта, цели и задач.

- Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы.

- Составление плана работы по проекту "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

 

Основной этап

Проведение психолого - педагогической работы согласно плану и теме проекта.

Заключительный этап

1.     Оформление выставки: "Когда снежинка не растает"

2.     Оформление альбома "Планета в опасности"

Результат

Презентация  по теме проекта.

 

 

Реализация проекта

 Реализация поставленных задач осуществлялась в  основных формах:

совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

 
2.Беседы по возникшим ситуациям.1. Беседы по теме "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен! ".

3.Наблюдения и экологические  целевые прогулки на территории детского сада с воспитателями.

4.Наблюдения и экологические  целевые прогулки по улицам поселка с родителями.

5.Художественное и познавательное чтение.

6. Мастерской  «Новая жизнь ненужных вещей»;

7. Лаборатория (опыты и эксперименты) .

8. Подвижные, дидактические игры;

9. Непосредственно- образовательная деятельность (занятия)

10.Оформление  экологического плаката   "Планета в опасности", изготовление альбомов на тему Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!", проведение выставки «Когда снежинка не растает»

  

 

Список литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2014.

2. Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

3.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

4.Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.

 

5.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

6.Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

 

 

 

                         Непосредственно- образовательная деятельность.

Тема "Снежинка"

Дети входят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс».
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, вы вошли в зал под чудесную музыку. Хотите послушать ее дальше?
Дети слушают музыку.
 Скажите, какая музыка по характеру, какое настроение она передает? (ответы детей). Это зимняя мелодия. А вы любите зиму? Чем вам нравится зима? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку.
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
а метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
от него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло!


ВОСПИТАТЕЛЬ: У нас в зале находится гостья. А кто это, вы определите, если отгадаете мою загадку:
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ... (снежинка)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались, что это снежинка? Что вы знаете о снежинке? 
Дети отвечают на вопрос.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались, что это снежинка? Что вы знаете о снежинке? 
Дети отвечают на вопрос.
Примерные ответы: (Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Все снежинки имеют шесть лучиков, а с пятью лучиками снежинок не бывает. Снег- это миллионы снежинок).
ВОСПИТАТЕЛЬ:  А из чего образуются снежинки? ( Из водяного пара).
А что такое водяной пар? (Это мельчайшие частички воды).
Вода – это необыкновенное вещество. Она дает нам не только возможность выжить, но и дарит такую красоту, как снежинки . Мы проводили с вами много опытов и выяснили, что вода имеет несколько состояний.  (демонстрация фотографий с  проведенными опытами).  Назовите, какие это состояния? (Жидкое, твёрдое, парообразное).
Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (На улице- это лёд и снег).
А в парообразном? (Когда вода закипает в чайнике и идёт пар).
Молодцы! Хотя снежинки и имеют одинаковую форму, но рисунок у каждой снежинки неповторим. Давайте посмотрим фотографии снежинок, которые учёные сделали под микроскопом и полюбуемся ещё раз их красотой.).

Ребята, представляете, как нам повезло, мы можем каждый год наблюдать такое чудо, а больше половины людей земного шара никогда не видели снега.
Ребята, мы с вами рисовали, делали из бумаги и других материалов много снежинок. Но я знаю, что и стихов вы знаете много. Давайте вспомним самые любимые ваши стихи о снежинке.
(Дети читают стихи).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
 А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери снежинку» (На мольбертах выложены фрагменты ( разрезные картинки) снежинки. Дети составляют снежинку из фрагментов). Я предлагаю вам разбиться на 2 команды. Перед вами на столе лежат части одной большой снежинки . Вы берёте по одной детали и пробуете сложить целую снежинку.

Проводится релаксационное упражнение «На снежном облаке».

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить вас в путешествие на  снежном облаке. Прыгайте  на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Наше  облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши  лица?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где выбудешь счастливы.

Постарайтесь  мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в зале. Спуститесь с облака и поблагодарите  его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова станьте  бодрыми, свежими  и внимательными».

      Посмотрите, ребята, как красиво летят снежинки и медленно опускаются на землю. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чья снежинка дольше пролетит» (Дети подбрасывают заранее изготовленную из салфетки снежинку и, дуя на нее, стараются, чтобы она как можно дольше держалась в воздухе).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Видите, ребята, как сильно и старательно вы дули на снежинки. Из-за этого они все перемешались и теперь нам предстоит найти снежинке пару.
ИГРА «Найди пару»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы много читали сказок и рассказов о снежинках. Ангелина вместе с мамой сочинила историю о снежинке. Давайте попросим Ангелину ее рассказать.
Ангелина рассказывает сказку о снежинке (работа с родителями).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательная история получилась у Ангелины. А как вы думаете рассказанная история –это сказка или рассказ? Почему вы так думаете?
Подведение итогов занятия: Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
 
Сюрпризный момент: Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям)

 

 

Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

 

 

Беседа

 

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

 

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

 

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

 

 

Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

 

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

 

3.«Что лишнее?»

Цель: формировать умение  выделять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

 

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

 

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

 

Игра « Хорошо - плохо»

В. Ребята, скажите, свалка- это хорошо?

Д. Да, потому что весь мусор в одном месте.

В. А свалка- это плохо?

Д. Да, потому что мусор плохо пахнет, загрязняет почву и воздух. Это вредно для здоровья. Занимают много места.

(Дети делятся на команды получают карточки с изображением чистых и загрязненных участков природы и города. Каждой команде надо отвечать на вопросы быстро, громко, внятно, показав при этом нужную карточку.)

1.Что будет , если не вывозить мусор из контейнера?
2. Нужна ли свалка и зачем?
3.Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне?
4.Как уничтожают мусор на свалке?
5.Где перерабатывается бытовой мусор?
6.Какие природные богатства нам нужно сберечь?

 

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

 

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.

 

 

Беседа «Мусор Земле не к лицу!»

Ход беседы:
Чтение стихотворения А. Барто «Весенняя прогулка».

Сидели на опушке,

На солнечной полянке,

Две девочки-подружки,

Две юных горожанки.

Звенели птичьи трели,

И девочки смотрели,

Как все вокруг блестело, сверкало, шелестело,

Как плещутся верхушки

Зеленою волною…

Сказали две подружки:

«как хорошо весною!

Какой тут воздух чистый!

Какой дубок ветвистый! »

Ушли две ученицы,

Две юных горожанки…

Поют, как прежде, птицы

На солнечной полянке,

Несется птичий гомон,

Но весь дубок обломан,

А травка под ольхою покрыта шелухою.

Чего здесь только нету:

От семечек пакеты,

Трамвайные билеты,

Бумажки от ирисок…

Продолжить можно список.

Все словно потускнело.

Ушли две горожанки-

Теперь им нету дела

До солнечной полянки.

Шумит дубок ветвистый

Оставшейся листвою,

Качает головою:

«Какие эгоисты!

Какие эгоисты! »

-Какие чувства вызвала у вас эта сценка? Почему?

-Когда полянка выглядела лучше: до посещения девочек или после?

-Видели ли вы подобные картины во время прогулок в лес? Приятно ли наблюдать подобное?

-А на нашем участке бывает ли похожее? Что мы делаем? А что было бы, если бы мы не убирали мусор?

-Что может произойти? Можно ли считать ситуацию с мусором проблемой?

-Как еще можно назвать мусор? (Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал)

 -Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я буду называть слова, а вы внимательно слушать, если услышите название предмета, которое обозначает мусор, присаживайтесь, если же нет- остаетесь стоять. Итак: ОГРЫЗОК ЯБЛОКА, ТЕТРАДЬ, РУЧКА, ПРОБКА ОТ БУТЫЛКИ, ФАНТИК, СЛОМАННАЯ ИРГУШКА, ШАРФ, ПАКЕТ ОТ СЕМЕЧЕК, БУТЫЛКА ЛИМОНАДА, РВАНЫЙ ПАКЕТ, И Т. П.

-Вы дома наблюдали, сколько мусора скапливается за день в вашей семье. Скажите, куда его выбрасывают? (Мусорные баки, контейнеры)

-А куда мусор попадает из контейнеров? (Свалки)

-Скоро из-за мусора не будет места просто для жизни людей. Как вы думаете, как можно исправить положение? (Закапывать мусор, сжигать мусор, использовать еще раз как бросовый материал)

-А весь ли мусор можно сжигать?(Пластмасс нельзя, он выделяет ядовитый газ при горении.)

-Сжечь, выбросить - очень просто, а переработать, использовать повторно –это сложно. Но что же полезней для человека?(использовать повторно)

-Хотелось бы закончить нашу беседу словами Маленького принца: «Встал утром, умылся, убери свою планету!» Пусть эти слова будут девизом для Вас!

 

 

Я. Аким

«Есть одна планета – сад»

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой похожей нету! »