Конспект занятия №1 по подготовке к драматизации русской народной сказки «Волк и лиса» в подготовительной логопедической группе (развитие речи)

Лымарь Татьяна Владимировна, воспитатель

МДОУ детский сад компенсирующего вида №25 "Солнечный зайчик"

г. Серпухов, Московская область


Цель:   развивать  речь, интерес к театрализованной игре; обеспечить каждому ребенку возможность высказываться в процессе обсуждения сказки.

Задачи:  способствовать активному восприятию и творческому воспроизведению текста сказки;

--  развивать умение пересказывать сказку от лица сказочных героев;

--  формировать умение подбирать синонимы, определения к заданным словам из сказки, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;  передавать интонации восклицания, просьбы, обиды, насмешки в диалогах сказочных героев.

--  уточнить представления о фразеологизмах (уносить ноги, морочить голову, повесить голову)

--  познакомить с новым фразеологизмом «Душа ушла в пятки».

--  воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование:  магнитофон, аудио запись русской народной сказки «Волк и лиса», маски волка, лисы,  деда,  бабки  (в зависимости от выбранного фрагмента инсценировки)

                                                       Ход беседы.

Педагог:  Ребята, сегодня я предлагаю вам приступить к постановке русской народной сказки «Волк и лиса». Хотите? (да)  Дело это, сами понимаете,  очень интересное, но   не  простое. И нужна серьезная  подготовка к драматизации. Вы уже очень хорошо  знаете эту сказку. Я предлагаю еще раз прослушать эту историю, обращая внимания на непонятные слова или слова, которые мы  теперь редко  используем в нашей речи.

Прослушивание сказки в аудиозаписи.

Физминутка   (движения выполнять по тексту)

       «Волки»

Вышли волки на охоту,

Бродят волки по болоту.

А мы их перехитрим  --

На носочках убежим.

   «Лиса»

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лису перехитрим – 

На носочках убежим.

Педагог:  Дети, почему сказка  «Волк и лиса» называется русской народной? (ответы детей. Ее автор неизвестен, но эту сказку бережно сохранил русский народ)

--  Чему учит эта сказка?  (не обманывать, не воровать..)

--  Какие сказочные выражения вам запомнились?  (дети называют)

Педагог: Назовите, пожалуйста, кому из наших сказочных героев подходит это выражение и почему:

А) «Морочить голову»  (лисе)

Б)  «Уносить ноги»  (волку)

В) «Повесил голову»  (волку, деду)

Г) «Душа ушла в пятки » (волку)

«Душа ушла в пятки» - в каком случае применяют это выражение?(ответы детей)

Педагог: Я предлагаю вам поиграть  в игру, которая называется

                                          «Как в сказке об этом говорится?»

Педагог:  Я буду вам называть слова из сказки «Волк и лиса», а вы вспоминайте, как в сказке об этом говорится:

--  Лисичка (сестрица, милая, сестричка, будто мертвая)

-- Рыба  (большая и маленькая, рыбка,мерзлая)

--  Волк(битый, серый, братец)

--  Воротник (славный)

«Скажи по –другому»

Педагог: Волк бранится  (дети: ругается)

--  бабки колотили  (били)

--  дед смекнул  (догадался, подумал)

--  дед швырнул  (кинул, бросил)

--  волк приговаривает (говорит тихо, повторяет)

--  лиса стянула  (украла, утащила)

--  у волка бока подвело  (похудел)

--  дед погоревал  (расстроился, опечалился)

Этюд «Эмоции».

Педагог предлагает детям изобразить:  

--  волк голодный (стучат  зубами, облизывают губы языком, или гладят рукой  по животу)

-- хитрая лиса  (делают повороты туловищем, прищуривают глаза)

--  волк злится на лису (брови нахмурены, сердитое выражение лица, руки сжаты в кулаки

--  баба обрадуется (брови приподняты, улыбаются, руки распахнуты)

 

Педагог предлагает детям инсценировать сценку  из сказки.

Подведение итогов.