Конспект НОД по рисованию "Оленевод"

Вербовая Елена Алексеевна, воспитатель

МБДОУ №18 "Васильки"

г.Воркута


Цель: формирование представлений о быте, культуре и искусстве Коми народа.

Задачи:

1.Обучающие задачи.

- Формировать умение изображать человека в национальной одежде, обуви (Коми), передавая ее особенности.

- Познакомить с геометрической формой – трапеция.

- Закреплять представления о Коми – орнаменте, умение изображать его.

- Продолжать формировать навыки сотрудничества детей.

2.Развивающие задачи.

- Продолжать развивать познавательные способности детей: слуховое, зрительное восприятие, внимание.

- Развивать мышление, связную речь, активизировать словарь.

- Развивать моторику рук, творческие способности детей.

3.Воспитательные задачи.

- Воспитывать уважение к национальным традициям, искусству.

- Способствовать воспитанию дружелюбия, оценочного отношения к своей работе и работам своих товарищей.

Методы и приемы :наглядный метод, использование ИКТ, метод синхронных действий; словесный метод: объяснение, беседа, вопросы детям. Прием движения по подражанию, прием  появления объекта, практическая работа.

Материалы и оборудование : мультимедийная аппаратура, кукла – оленевод.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением оленевода,  Коми – одежды, обуви, чума, Коми – орнамента; аудиозапись Коми – песен.

Раздаточный материал: альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, атрибуты для подвижной игры (маски оленя, обручи)

Структура и методические приемы, используемые на занятии:

1.Вводная часть – 3 минуты

а) введение в тему (загадка о Республике Коми)

б) Определение предполагаемого гостя (загадка об оленеводе)

2.Основная часть – 24 минуты

а) приход гостя (оленевода)

б) игра « Вопросы и ответы»

в) слушание стихотворения Коми - поэта А. Журавлева «Малица»

г) подвижная Коми – игра «Поймай оленя»

д) создание проблемной ситуации ( у гостя нет друзей )

е) рассматривание изображения оленевода , обследование ( части тела, одежда, форма малицы, орнамент)

ж) показ выполнения практического задания ( на мольберте)

з) пальчиковая гимнастика « Дружба»

и) самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога.

3. Заключительная часть – 3 минуты

а) выставка детских работ

б) обобщение воспитателя

в) анализ НОД 

г) прощание с гостем.

 

                                                              Ход занятия

 

Этап

Занятия

(Структурный компонент деятельности)

                  Деятельность педагога

         Деятельность детей

Вводная часть Педагог встречает детей.

- Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы поговорим о крае, в котором  все живем. А как он называется, скажите сами.

Педагог читает стихотворение:

- Живем мы на Севере, дети.

  Нам ближе, понятней, родней

  И северный климат, и ветер,

Летящий с холодных морей.

Педагог задает вопросы :

- О чем это стихотворение ? (о Севере)

- Как называется Республика, в которой мы живем?(Республика Коми)

- Где расположена Республика Коми?( на севере нашей страны – России)

- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили верно! И мы продолжаем наш разговор о жизни, традициях и искусстве народа Коми.

Раздается стук ,звучит аудиозапись Коми –  песни.

- Ой, вы слышали ? Кто бы это мог быть?

Нам прислали подсказку. Педагог загадывает детям загадку :

- На далеком Севере живет,

 Где бегают красавчики олени.

 Он никогда почти не устает,

 Он никогда не знает лени.

- Кто же это ? (оленевод)

Дети здороваются с педагогом, слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают свои ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказываются предположения детей, кто бы это мог быть, кто пришел к ним в гости. 

С помощью наводящих вопросов дети отгадывают загадку.

 

Основная часть Вносится кукла в национальной Коми – одежде (оленевод), озвучивается педагогом:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мезя. 

Я рад, что вы отгадали такую непростую загадку.

А со мной поиграете в игру «Вопросы и ответы»? Тогда будьте внимательны!(ответы показываются на мультимедийном оборудовании).

- Чем занимается оленевод? (разведением оленей)

- Как называется верхняя одежда оленевода? (малица)

- Из чего она сшита? (из шкур оленя)

- Как называется меховая обувь оленевода? (пимы)

- Как называется жилище оленеводов? ( чум)

-  Что такое нарты? ( сани оленеводов)

- Как называется посох оленевода? (хорей)

Мезя хвалит детей за смекалку  и сообразительность.

Педагог:

- А еще наши дети знают стих замечательного Коми – поэта А. Журавлева «Малица».

Ребята, кто хочет рассказать это стихотворение Мезе?

Оленевод хвалит рассказчика и  предлагает  отдохнуть и поиграть в национальную Коми – игру « Поймай оленя»

Мезя :

- Здорово тут у вас. Вы все такие веселые, дружные! А у меня мало друзей ! (грустит)

Педагог:

- Ребята, давайте нарисуем Мезе друзей – оленеводов. А добрый волшебник их оживит.

На мультимедийном оборудовании рассматривается, обследуется образ оленевода, его одежды, обуви. Обращается внимание на форму малицы ( трапеция),  Коми – орнамент  (его элементы ,повторяемость, геометричность).

Показ педагога способа рисования на мольберте.

Педагог предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Дружба»

- Ну а теперь располагаемся поудобней и приступаем к нашим художествам.

Звучит Коми – песня .Педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям. Дети рассматривают куклу, делятся впечатлениями.

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из детей (по желанию) читает стихотворение.

Дети играют в подвижную игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают изображения, обсуждают, высказываются.

 

 

 

Дети смотрят.

 

Дети выполняют упражнения на развитие мелкой ручной моторики и общих речевых навыков- пальчиковую гимнастику «Дружба».

Рассматривают приготовленный изоматериал,

выбирают нужный для своей работы, рисуют.

Заключительная часть Педагог:

- Посмотрите, какие замечательные оленеводы у нас получились! Ребята, и тебе, Мезя, вам нравятся они? Интересно было их рисовать? Ребята, а для того, чтобы вы смогли нарисовать такие шедевры вам пришлось много вспомнить и узнать нового, правда?

Расскажите, чем вы занимались?

Мезя:

-Спасибо, ребята!  Теперь у меня, благодаря вам, будет много веселых и верных друзей. А с вами я еще увижусь, до встречи!

 

Высказывания детей

 

 

 

 

Дети рассказывают  что рисовали, как украшали ,что получилось, какие были трудности. Выбирают понравившиеся работы своих товарищей, объясняют свой выбор.