Взаимодействие с родителями в ДОУ по экологическому воспитанию

Тагирова Елена Михайловна, воспитатель

МБДОУ детский сад №20 комбинированного вида

г.Голицыно, Московская область, Одинцовский район


Введение

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».    (В.А.Сухомлинский)

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы:  привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.           Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2.           Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3.           Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

4.           Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

5.           Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

·       повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

·       увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

·       повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.


 

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из родителей сами стремятся к сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,  правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, огород, метеостанция  и т. д.

Активными помощниками при обновлении и обогащении уголков природы являются родители, которые систематически приносят новые отростки растений, собирают различные материалы для проведения опытов. Родители  изготавливают кормушки и скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают почву для посадки саженцев. Следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:

1.     Экологическая информация:

o      данные об экологической ситуации в городе, жилого массива, где они отдыхают;

o      информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

o      правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы;

o      выращивание экологически безопасного урожая;

o      комнатные, лекарственные, пищевые растения;

o      выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

o      домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

o      развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

2.     Совместная деятельность с детьми:

o    Походы и экскурсии;

o    Участие в экологических праздниках и подготовка к ним;

o    Сбор коллекции природных материалов;

o    Выставка совместных рисунков, поделок из бросового материала;

o    Помощь в оборудовании природных уголков, участков для прогулки;

o    Природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев).

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как  традиционные формы  (родительские собрания, консультации, беседы, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и т.д.) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы: родительские собрания, «Круглые столы» и др.

Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями.

Наглядные формы: оформление стендов, оформление выставок творческих совместных работ (" Времена года", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима",  Конкурс "Лучшая поделка из природного материала", рекомендации для родителей,  экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек и т.д.

В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций. 

Нетрадиционные  - они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Так, родители привлекаются к подготовке утренников, в конкурсах, совместным прогулкам, например, поход, который недавно проводился в детском саду.

 Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала,  совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.

Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках.

 

В своей деятельности я использую такие форму сотрудничества с родителями как:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Родители беседуют  с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и территории детского сада: совместное проведение субботников, высадка растений и саженцев на территории; благоустройство и постройка снежных фигур на участке, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек.

Помогают оформлять уголок природы: изготовление мобилей по временам года, изготовление гербариев, обеспечение группы комнатными растениями…

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания, папок - передвижек.


 

Заключение

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хотелось бы закончить свое выступление следующими строчками:

 

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Чтоб росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Спасибо за внимание


 

Список использованной литературы

1.       «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2.       Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.       Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.       Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5.       Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.       Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7.       Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

8.       Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.

9.       Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.

10.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.