Чудеса оригами

Донскова Ольга Юрьевна, воспитатель

МАДОУ №14 "Сказка"

республика Татарстан, г. Нурлат


Содержание

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общее положение

1.2. Цели, задачи реализации Программы

1.3. Актуальность

1.4. Планируемые результаты

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе

2.2.1. Художественно-эстетическое и социально-коммуникативное  развитие детей

2.2.2. Методы и приемы

2.2.3.Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

2.4.Перспективный план работы

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

3.1.Количество и длительность занятий

3.2. Календарно-тематический план кружка «Чудеса оригами»

3.3. Мониторинг результатов освоения программы воспитанниками

3.4 Материально-техническое обеспечение программы

Список литературы

Приложение

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Общее положение

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы «Чудеса оригами» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составляют:

 - Закон РФ «Об образовании» от 27 декабря 2012 г. №273.

-Конституция РФ, ст. 43, 72.

-Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

      Рабочая программа разработана для детей  старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка» общеразвивающего вида г. Нурлат.

Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Логинова В.И., Бабаева), а также основной общеобразовательной программы МАДОУ и с учетом учебного плана.

 

 

 

 


За лесами, за горами 

лежит город Оригами.
Там кораблик из бумаги.

Там живут и феи, маги.
Там беленький домик стоит, 

а в нём живёт Айболит.
Там лето круглый год. 

Там чудо-дерево растёт.
Ах! Что можно творить из бумаги!
Как будто мы просто маги!

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

· умение слушать воспитателя

· принимать умственную задачу и находить способ ее решения

· переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

· развитие самоконтроля и самооценки

· осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы:

 Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать  умения следовать устным инструкциям.

Обучать  различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

Принципы реализации программы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые дошкольникам в процессе знакомства и выполнения оригами:

Владение ножницами.

Обработка квадрата.

Создание основ (базовых форм) оригами

Аппликативное оформление оригами.

Составление творческих композиций

Методическое обеспечение программы

Программа «Чудеса оригами» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  25 – 30  минут.

 

Год
обучения

        Количество занятий

     Кол-во
      детей
    в группе

    в месяц

       в год

1  (старшая группа)

4

36

8 – 10

2 (подготовительная к школе  группа)

4

36

8 – 10

 

Методы обеспечения программы

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий:

тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

После  обучения по данной программе дети:

Научатся  различным приемам работы с бумагой;

Будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

Будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Познакомятся  с искусством оригами;

Овладеют  навыками культуры труда;

Улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок детских работ.  

Общие правила при обучении технике оригами

Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование:

Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

Салфетки: бумажная, тканевая.

Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

Кисти.

1 год обучение (старшая группа)

Знакомство  с искусством оригами;

изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «воздушный змей», «конверт», «двойной треугольник»;

изготовление   простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи:

Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.

Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «конверт», «двойной треугольник»

Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.

Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К концу первого года обучения дети должны уметь :

самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «конверт», «двойной треугольник»;

по образцу изготавливать несложные поделки.

знать и называть геометрические фигуры;

ориентироваться на листе бумаги;

 уметь намечать линии;    

тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);

добиваться конечного результата;

самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

 

К концу второго года обучения дети должны уметь (подготовительная группа)

Программа второго года обучения включает в себя разделы:

 по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению  базовых форм оригами («треугольник», «воздушный змей», «двойной квадрат», «двойной треугольник»,  «водяная бомба»,) и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.

Задачи:

Продолжать  учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Познакомить детей с базовыми формами:  двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба.

Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.

Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».

Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть  достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;

Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе,  самооценку.

Развивать память и внимание.

Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

ориентироваться на листе бумаги

знать названия, различать  и применять  в работе условные обозначения оригами;

знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;

изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.

работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;

добиваться конечного результата;

самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

Использование оригами в театрализованной деятельности

Фигуры, сложенные из бумаги, применяем в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Оригами в экспериментальной деятельности дошкольников

Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…) а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить.

Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер я предлагаю им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.

Участие родителей в обучении детей оригами

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Мы в группе не испытываем недостатка в материале: родители принося разную бумагу, газеты, журналы, за что я им благодарна.

Все дети, посещающие кружок «Чудеса оригами», с интересом и увлечённо обучаются оригами. Могу сказать, что воспроизводить несложные фигуры способны дети 4 лет. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат. Оригами стимулирует развитие памяти, ведь ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в старшей группе.

Учебно - тематический план дополнительно - образовательной программы

(1 год обучения)

Месяц, № занятия

Тема занятия

Цели, программное содержание

Сентябрь

1

Знакомство с искусством оригами

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойства  (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

2

Превращения квадратика

 

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

3

«Колпак для петрушки»

Познакомить с базовой формой  треугольник. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Складывание колпака

 

4

«Шапка с рожками»

 

Отработка основных элементов складывания базовой формы треугольник. Точное совмещение углов и сторон.

Изготовление шапочки.

 

Месяц, № занятия

Тема занятия

Цели, программное содержание

Октябрь

1

«Зайчик»

Упражнение в складывании основной формы  треугольник. Разрезание по прямой линию

 Отгибание уголков.

Обыгрывать поделку

2

«Стаканчик»

Отработка  складывания базовой формы «треугольник».

Беседа о посуде и ее назначении.

Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник

3

«Курочка»

Закреплять умение складывать квадрат треугольником.

Показать прием загиба уголка вовнутрь для изготовления клюва.

Дорисовывать детали поделки

4

«Парусник»

Упражнять в  приеме сгибания и выворачивании угла наружу ( нос корабля). Закрепление складывания основной формы

 


 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Цели, программное содержание

Ноябрь

1

«Воздушный змей»

Познакомить с базовой формой Воздушный змей. Упражнять в складывании квадрата по диагонали. Загибать соседние углы к диаг. линии сгиба.

2

«Дерево»

Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию.

3

«Птица»

На основе  базовой формы «воздушный змей» изготавливать птицу, используя так же приемы складывания клюва и выполняя надрез ножницами для крыльев.

 

4

«Ворона»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Упражнение сгибания угла вовнутрь ( клюв, хвост)

Знакомство с разными приемами изготовления птиц

 

 


 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Цели, программное содержание

Декабрь

1

«Попугайчик»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушный змей»

Изготовление фигурки попугая, используя базовую форму «воздушный змей».

Приклеить мелкие детали: глаза, хохолок, перья.

2

«Щенок»

Учить делать игрушку, состоящую из двух заготовок. Использовать знакомые основные формы: треугольник и воздушный змей. Соединять части поделки между собой, сохраняя пропорции. Оформлять мелкими деталями из аппликации.

3

«Котенок»

Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».

Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз

«Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей

4

«Сова»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Для выделения деталей работать ножницами, выполняя разрезы.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Январь

1

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы

2

 «Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом

.

3

«Матроска для кота Матроскина»

.Используя знакомую базовую форму Книжку изготавливать рубашку для кота.

4

«Кит»

Закрепление приема складывания книжкой.

Разглаживать все линии сгиба. Находить верхний и нижний углы.

Дорисовывать глаза, рот, зубы

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Февраль

1

Базовая форма Двойной треугольник

«Ёлочка»

Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать ёлочку, состоящую из двух частей. Совмещать части путем склеивания.

2

«Рыбка 1»

Отработка складывания базовой формы «двойной треугольник».

Учить отделять верхние углы от нижних и сгибать их внахлест.

Оформить поделку аппликацией

3

«Поздравительная открытка к 23 февраля» «Ракета»

Закреплять способ  складывания квадрата в двойной треугольник,  изготавливая ракету.

Показать прием складывания уголков навстречу друг другу, совмещая по стороне треугольника.

Оформить работу виде поздравительной открытки

4

«Рыбка 2»

 

Закрепление знания базовой формы «двойной треугольник», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму познакомить со вторым способом изготовления рыбки.

 

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Март

1

«Цветок для мамочки»

Отработка складывания двойного треугольника. Упражнение в складывании лепестков путем сгибания углов наружу, вниз. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

2

«Мотылек»

Показать один из способов складывания бабочки из базовой формы двойной треугольник, отгибая углы верхнего треугольника к середине вниз

3

«Бабочка»

Изготавливать бабочку,  используя второй способ, сгибая углы верхнего треугольника, наружу.

4

«Летучая мышь»

Закреплять складывание формы двойной треугольник.

Выполнять надрезы, складывание уголков сгибом «молния»

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Апрель

1

Базовая форма Конверт «Солонка»

Познакомить детей с базовой формой конверт. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

2

«Коробочка»

Изготавливать коробочку, используя базовую форму конверт. Отрабатывать умение совмещать углы в центре квадрата, тщательно разглаживать по сгибу.

3

«Сумочка»

Учить складывать прямоугольный лист  бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму.

4

«Голубь»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы

 

 

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Май

1

«Самолет»

Используя знакомые базовые формы изготовить  самолет из прямоугольного листа бумаги. Учить обыгрывать поделку.

2

«Парусник»

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (нос ).

Используя базовую форму «воздушный змей», сложить парусник

Использовать в играх на дыхание.

3

«Бабочка-гафре»

 

Используя знакомые базовые формы изготавливать бабочку. Дополнить композицию, используя прием складывания гармошкой. Украшать деталями из аппликации.

4

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.

 

Учебно - тематический план дополнительно -  образовательной программы

(2 год обучения)

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

Вводное занятие

«Катер»

Повторить прием складывания базовой формы «треугольник».

Уточнить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Упражнять в точном совмещении углов и сторон, тщательно проглаживать линию сгиба.

Срезать лишнее, придавая очертания кубки.

 

2

«Медведь»

Отрабатывать технику складывания квадрата треугольником. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                         

3

«Муха»

Складывание, используя знакомую базовую форму.

Оформление мелкими деталями (глаза)

4

«Лиса»

Изготовление поделки, состоящей из 2-х частей, на основе знакомой базовой формы.

Учить соотносить части по размеру.

 Упражнять в соединении частей клеем.

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

«Черепаха»

Упражнение в складывании основной формы  треугольник. Разрезание по прямой. Отгибание уголков.

Сгибание деталей способом «ступенька»

Обыгрывать поделку

2

«Лисенок и волчонок»

Отработка  складывания базовой формы «треугольник».

Показать прием надавливания пальчика на сгиб, выполняя расплющивание.

Развивать умение видеть детали, характеризующие героев ( лисенок- хитрые глаза, волчонок –круглые)

Обыграть поделки

3

«Голубь»

Закреплять умение складывать квадрат треугольником.

Показать прием загиба уголка вовнутрь для изготовления клюва.

продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

Дорисовывать детали поделки

4

«Синица»

 Упражнять в вырезании ножницами лишнего. Упражнять в  приеме сгибания и выворачивании угла наружу ( нос ). Закрепление складывания основной формы

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Ноябрь 1

«Золотая рыбка»

Создать объемную игрушку, используя знакомую базовую форму треугольник.  Отрабатывать приемы сгибания отдельных деталей, тщательно проглаживать сгиб.

2

Базовая форма «воздушный змей»

«Зайчик»

Повторить складывание формы «воздушный змей».

Познакомить с термином « острый угол»

Изготовить поделку, используя данную форму.

Упражнять в вдавливании внутрь уголка (хвостик)

Применить в работе ножницы.

3

«Ванька-встанька»

На основе  базовой формы «воздушный змей» изготавливать игрушку, выполняя надрез ножницами.

Воспитывать самостоятельность.

Развивать творческое воображение, украшая игрушку.

4

«Жар-птица»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Упражнение сгибания угла вовнутрь (клюв, хвост)

Знакомство с разными приемами изготовления птиц

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Декабрь

1

«Гусь»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушный змей»

Упражнять в загибании деталей, вдавливать внутрь и выгибать наружу углы.

2

«Лебедь»

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

3

«Пингвин»

 «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей

4

«Звездочка»

Коллективная работа

Показать как можно , используя базовую форму «воздушный змей, сделать новогоднюю игрушку Звездочку.

Коллективная работа, изготовление отдельных частей и складывание их в единое целое (из лучиков)

Украшение групповой комнаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Январь

1

«Дед Мороз»

Учить детей изготавливать фигуру деда Мороза, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы

2

 «Снеговик»

 Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

3

Двойной треугольник «Водяная бомбочка»

Познакомить с базовой формой «двойной треугольник.

Объяснить термины: глухой угол, глухая сторона, раскрывающаяся сторона.

Изготовить надувную игрушку

4

«Водяная бомбочка на ножках»

Упражнять в изготовлении поделки в базовой форме «двойной треугольник.

Придавать объем игрушке, используя технику надувания.

 

 

 

 

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Февраль

1

«Лягушка-попрыгушка»

Отработка складывания базовой формы «двойной треугольник».

Отгибание уголков к середине и наружу.

Показать прием сгибания ступенькой.

Обыграть игрушку( надавливать на сгиб – лягушка прагает)

 

2

«Надувная рыбка»

Отработка складывания базовой формы «двойной треугольник».

Придать игрушке объем путем надувания.

3

«Поздравительная открытка к 23 февраля» «Ракета»

Закреплять способ  складывания квадрата в двойной треугольник,  изготавливая ракету.

Показать прием раскрытия уголков и  сплющивания их

Оформить работу виде поздравительной открытки

4

«Павлин»

 

Самостоятельное изготовление игрушки, используя знакомую форму.

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Март

1

«Тюльпан для мамочки»

Отработка складывания двойного треугольника в процессе создания подарка для мамы. Упражнение в складывании углов к центру. Показать прием вкладывания в кармашек углов

Придать объем игрушке надутием.

Создать детали: стебель, листочек

2

«Слон»

Дать знания о среде обитания разных животных.

Использовать в изготовлении базовую форму «воздушный змей»

Вычленять детали, путем вдавливания и выгибания наружу.

Использовать ножницы, для вырезания отдельных частей.

3

«Осел»

Продолжать изготовление животных мира в технике оригами.

 

 

4

«Кенгуру»

Закреплять прием складывания ступенькой в изготовлении отдельных деталей (карман кенгуру)

Выполнять надрезы

Развивать творческое воображение

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема

Программное содержание

Апрель

1

«Жираф»

Отрабатывать изготовление поделки из «воздушного змея. Вырезание лишних деталей.

Показать способ украшения жирафа приемом отрывания мелких кусочков от  бумаги .

2

Базовая форма «Конверт»

«Пароход»

Показать складывание базовой формы «конверт»

Упражнять в умении раскрывать углы, надавливая на линию сгиба.

Смоделировать пароход с трубами.

3

«Лягушка с открывающимся ртом»

Используя базовую форму «конверт» изготовить игрушку с двигающимися деталями ( открывающийся рот лягушки)

Воспитывать интерес к оригами

Развивать речь, обыгрывая поделку.

4

«Динозавр»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, в частности «воздушный змей»

Закрепить умение в раскрытии углов, придавая поделке новую форму.

 

 

 

 

 

 

Месяц, № занятия

 

Тема занятия

Программное содержание

Май

1

«Гоночный автомобиль»

Используя знакомые базовые формы изготовить гоночный автомобиль  из прямоугольного листа бумаги. Учить обыгрывать поделку.

2

Базовая форма «двойной квадрат»

«Жаба»

Познакомить с новой базовой формой «двойной квадрат».

Показать прием складывания. Сравнить с «двойным треугольником»

Используя данную форму изготовить жабу.

Упражнять в изготовлении глаз приемом надавливания на сгиб.

3

«Коробочка-звезда»

 

Используя базовую форму «двойной квадрат» изготовить оригинальную коробочку-звезду. Дополнить композицию, используя прием складывания гармошкой. Украшать деталями из аппликации.

4

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.

 

 

 

 


Список литературы:

 

1.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2007

2.    Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 2004. – 64 с.

3.    Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.

4.    Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

5.    Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2015. – 48 с.

6.    От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

7.    Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.

8.    Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.

9.    Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2013. – 246 с.

10.                        Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 2008. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

11.                        Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).

12.                        Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 224 с.

13.                        Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

 

14.                        Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).