Консультация для родителей

"Формирование связанного рассказывания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)"

Денисова Людмила Михайловна, учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад №3 "Звездочка"

город Гурьевск Кемеровской области


          Сформированная связная речь - важнейшее условие успешного обучения ребёнка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи -  конечная цель всего коррекцнионного процесса. Большое внимание необходимо уделять составлению детьми рассказов описательного и повествовательного характера. При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, в занятия обязательно включают логические упражнения:

- Расстановка картинок в логической, временной последовательности;

- Восстановление специально пропущенного звена;

- Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. При обучении составления описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей,  особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания. Основа рассказов по представлению - личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объёма знаний ребёнка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности. Рассказы по воображению (творческие) - самый сложный вид работы по обучению связной речи:

- Придумывание конца или начала готового рассказа;

- Составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;

- По опорным словам;

- На тему.

Обучению детей творческому рассказыванию помогают вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, вопросный план, готовое начало рассказа, различные  виды наглядности. Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников мы предлагаем родителям все рассмотренные виды детских  рассказов оформлять в виде красочных картинок-сочинений, которые являются завершающим этапом работы над текстом. Сочинение - записанный дома родителями рассказ со слов ребёнка, или составленный на занятии в детском саду. Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

1. Подготовительная работа проводится родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии  картин) , ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

2. Составление рассказа детьми на подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.

3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.

4. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребёнком совместно с родителями:

- Рассказ ребёнка;

- Доработка, коррекция рассказа родителями;

- Повторный рассказ ребёнка с учётом замечаний и дополнений;

- Запись и красочное оформление рассказа.

5. Проверка домашнего задания (может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях).

         Работа по составлению рассказов-сочинений ведётся с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой,  изучаемой в течение недели. Сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость  придерживаться определённой последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем и без неё. При составлении рассказов-повествований необходимо поощрять детскую фантазию, помогая детям увидеть различные варианты развития какого-либо события. Например: из предложенных слов (пол, комната, дырка, выглядывать, мышка, кот, прыжок, лапа, игра, писк) можно составить различные варианты историй "Кот и мышка".В конце первого года обучения детям предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказа на тему "Как я провёл лето, день рождения или описания интересного события  которое запомнилось ребёнку и т.д". Цель данной работы - закрепление навыков рассказывания, полученных детьми в течение первого года обучения. В процессе второго года обучения проводится работа по данным  сочинениям, даются задания по оформлению новых сочинений.

        Умение интересно, понятно, последовательно рассказать играет большую роль в общении вашего ребёнка дорогие родители "Но является также средством познания, проверки своих  знаний, представлений". Приобретение детьми умений и навыков связной речи, рассказывания способствует улучшению памяти, внимания, логики высказывания, что является основой  успешного обучения ребёнка в школе.