Литературная гостиная

Зверева Светлана Сергеевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад "Ладушки"

г.Качканар


Программа дополнительного образования по приобщению детей старшего  дошкольного возраста к художественной литературе «Литературная гостиная» разработана на основании следующих нормативных документов:

·       Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·       Конвенция о правах ребенка (Принята  Генеральной Ассоциацией ООН в 1989г., вступила в силу для РФ 15.09.1990).;

·       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155);

·       «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва);

·       Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.3049-13);

·       Устав МДОУ «Детский сад «Ладушки» (Постановление Администрации Главы Качканарского городского округа от 01.10.2015г. № 200);

·       Образовательная программа  МДОУ «Детский сад «Ладушки» (решение педсовета № 1 от 27.07.2015г., приказ 64-С от 27.07.2015);

·       Программа развития (приказ № 94-С/1 от 11.11.2011г.);

 


 

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детские книги пишутся для воспитания,

А воспитание – великое дело».

В.Г. Белинский

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанной книге сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Уже в дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.

Данная программа нацелена на развитие читательского опыта детей старшего дошкольного возраста.

В круг детского чтения войдут:

1.     Произведения устного народного творчества народов мира.

2.     Классическая детская литература.

3.     Современная литература.

4.     Стихотворные тексты.

1.1 Цели и задачи

Цель: помочь ребенку войти в мир художественной литературы; создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, расширять кругозор и обогащать литературную речь детей и словарный запас.

Задачи:

1.     Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

2.     Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать познавательный опыт ребенка.

3.     Учить детей понимать выразительные средства, развивать образное мышление.

4.     Формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать воображение, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух, воспитывать художественный слух.

5.     Развивать интерес к чтению художественной литературы и творчеству писателей, формировать потребность в постоянном чтении книг.

Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых  знаний,  умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки служат игры, позволяющие детям самим оценить собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития.

В ходе реализации данной программы, будут использованы следующие виды деятельности:

·                                                                                                   игровая;

·                                                                                                   познавательно речевая;

·                                                                                                   знакомство с литературой;

·                                                                                                   музыкальная;

·                                                                                                   самостоятельная;

·                                                                                                   продуктивная;

·                                                                                                   предпосылки учебной деятельности.

Формы проведения итогов по результатам освоения программы предусматривают:

·                                                                                                   диагностику освоения детьми предлагаемого материала;

·                                                                                                   открытое занятие для родителей;

·                                                                                                   отчеты педагога на родительских собраниях, фестивалях и т. д.;

·                                                                                                   выставки детских творческих работ, поделок по прочитанным книгам;

·                                                                                                   конкурсы стихов;

·                                                                                                   праздники, досуги, викторины.

В основу программы положены следующие принципы:

·                                                                                                      Доступности: содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям воспитанников.

·                                                                                                      Наглядности: ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или привлечения воспринятого ранее имеющегося в опыте.

·                                                                                                      Систематичности и последовательности: образовательная деятельность строится по принципу от простого к сложному, с опорой на имеющиеся ранее знания детей.

·                                                                                                      Интеграция образовательных областей: позволяет сформировать у ребенка целостное восприятие художественных произведений.

·                                                                                                      Рациональное сочетание различных видов детской деятельности.

·                                                                                                      Сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

Продолжительность проведения организованной образовательной деятельности составляет 30 минут, 1 раз в неделю. Число участников до 10 человек.

 

 

1.2 План организованной образовательной деятельности по рабочей программе «Литературная гостиная»

Количество ООД в неделю

Количество ООД в месяц

Количество ООД в год

2

4

36

 

1.3 Расписание организованной образовательной деятельности по рабочей программе «Литературная гостиная»

День недели

Время

Понедельник

16:30-17:00

Пятница

15:30-16:00

 

1.4          Взаимодействие с родителями

 

Месяц

Раздаточный материал

Тема посещаемой ООД

Январь

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: Шарль Перро»;

2.    Список литературы для детей старшего дошкольного возраста.

 

Февраль

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: В.В. Бианки, А.Л. Барто»;

2.    Памятка «Правила обращения с книгой».

«Книга – друг человека»

Март

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: П.П. Ершов, К.И. Чуковский»;

2.    Буклет «Разнообразие жанров детской литературы».

 

Апрель

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: Х.К. Андерсен, В.В. Чаплина»;

2.    Памятка «Как выучить с ребенком стихотворение».

 

Май

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: Е.А. Благина»;

2.    Сборник «Так говорят наши детки».

«Эти чудесные профессии»

Сентябрь

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: Б.С. Житков»;

2.    Буклет «Польза чтения».

 

Октябрь

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: Е.А. Пермяк»;

2.    Альбом детских рисунков «Любимый литературный герой».

«День пожилого человека»

Ноябрь

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: С.Я. Маршак, Н.Н. Носов, Г.Б. Остер, В.Ю. Драгунский»;

2.    Буклет «Времена года в литературе».

 

Декабрь

1.    Закладка «Дни рождения детских писателей: А.Н. Толстой»;

2.    Новогодние открытки созданные детьми.

«Детский сад»