Моя семья

Огонева Галина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ ЦРР Д/С № 54 "Рябинка"

г. Димитровград


Сроки реализации: долгосрочный.

Цель: Формировать у детей интерес к истории семьи, помогать детям и родителям стать ближе, лучше узнать и понять друг друга.

Задачи:

·        Развивать самопознание, уважение к себе, помочь осознать себя, свои достоинства и недостатки, свои возможности; совершенствовать познавательный интерес, творческие способности, желание учиться.

·        Расширять диапазон знаний о семье, её членах и функциях каждого члена семьи, их взаимоотношениях. Вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках. Учить любить свою семью.

·        Расширять представления о родном крае. Углублять и уточнять представления о России, об искусстве, традициях, обычаях, праздниках народов России, желание видеть свою родину красивой и экологически чистой.

·        Формировать представления о представителях разных профессий, их труде, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда.

Актуальность:

Многие семьи заняты проблемами материального обеспечения своих детей. Поэтому мамы и папы редко бывают дома с детьми. Изменился возраст женщин, готовых к деторождению, и уровень влияния бабушек на воспитание детей значительно снизился: «молодые» бабушки работают, они не достигли пенсионного возраста. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребёнка оказывают средства массовой информации. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей 5-7 лет, дошкольные образовательные учреждения должны направить все свои усилия на формирование важного понятия «Семья», что способствует решению проблем, связанных с их социализацией, налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье, появлению у детей новых познавательных интересов — к семье, своим близким, профессиям и т. п.

Стратегия реализации проекта:

I этап «Подготовительный»

1.     Изучение литературы по проектной деятельности.

2.     Разработка бесед, занятий, технологических карт по теме «Моя семья».

3.     Подготовка методической литературы, книг.

4.     Беседы с родителями по данному проекту.

II этап «Формирующий» (информационно-творческий)

1.     НОД «Кто я?», «Пол и возраст людей», «Культура поведения», «У меня есть права», «Моя семья», «Путешествие в историю», «Мой дом», «Гостеприимство», «Грамоте учиться — всегда пригодится», «Профессии», «Товар-услуга»,  «Красота спасёт мир»,  «Семьи бывают разные», «Азбука безопасности», «Наша родина — Россия», «ЗОЖ».

2.     Беседы: «Наши добрые дела», «Кто и зачем придумал правила поведения», «Права на жизнь», «Генеалогическое древо», «Без семьи нет счсатья», «Рассказ о царе Петре I», «Встречаем Новый год», «Рассказ о М.В. Ломоносове», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Путешествие в мир экономики», «Домашние и дикие животные», «Город, в котором мы живем», «Беседа о Дне Победы», «Узор на сарафане», «ЗОЖ».

3.     С/р игра «Моя семья»

Ю. Форостенко «Защити себя сам», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», « Петр I и мужик» (быль), А.А. Блок «Учитель».

4.     Чтение художественной литературы

Е. Благинина «Алёнушка», А. Барто «Девочка чумазая», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучёк», Вастльева — Гандус «Азбука вежливости», О. Григорьев «Гостеприимство», В. Осеева «Просто старушка», киргизкая народная сказка «Непослушные сёстры», А.Мили «Непослушная мама», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Чиарди «»О том, у кого три глаза», А. Барто «Игра в стадо», Л. Толстой «Прыжок», А. Куприн «Слон».

5.     Просмотр мультфильмов.

«Мама для мамонтёнка», «Крошка Енот», «Алёша Попович Тугарин — змей», «Князь Владимир», «Покупки», «Пластилиновая история», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Простоквашино», «Бременские музыканты», «Морозко».

6.     Рисование

«Моя мама», «Наша армия сильна», «Моя семья», «Увлечения моей семьи», ручной труд «Букет для мамы», «Записная книжка для папы», оригами «Белоствольная берёзка», коллаж «Если хочешь быть здоров!»

7.     Совместные развлечения и праздники: День знаний, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, Папа, мама, я — дружная спортивная семья, День семьи и др.

III этап «Заключительный»

·        Взаимодействие с родителями: оформление портфолио «Знакомьтесь, это я!». Стены в групповой комнате с фотографиями детей.

·        Подбор и оформление игр, пособий, экспонатов мини-музея «Моя семья»

·        Презентация мини-музея «Семья»

- Встреча с куклами Сашей и Машей

- Разыгрывание сценок с героями пальчикового театра «Моя семья», перчаточного театра «Кто какой»

- Игра «Я умею» с куклами «Семья» (права ребёнка)

- Фантазия на тему «Дети остались одни дома»... с героями театра «Распределим обязанности».

- Обыгрывание сюжета «На балу у королёвы»

- Сюжетно — ролевая игра «Мой дом», «Моя семья»

- Встречаем Новый год (киндер-игрушки)

- «Знакомство с английским словарём» (дом и смеья)

- Конкурс «Кому что нужно для работы» с  использованием кубиков «Профессии».

- Знакомство с дидактической игрой по экономике «Помоги принцессе добраться до принца» (фланелеграф товар-услуга).

- Обыгрывание сюжетов «Семьи бывают разные» (киндер-игрушки)

-  Обыгрывание сюжетов «Внимание, Дорога!»; «Отдых на берегу моря», «Защитники земли русской», «Русская народная игрушка — матрёшка»; «Увлечение моей семьи»;

-  Обыгрывание сюжетов «Лесная прогулка», «Превращение Дино» (ЗОЖ)

 

Прогнозируемые результаты

 

1.     Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление к творческой деятельности.

2.     Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, желание и стремление к эмоциональному общению с членами своей семьи.

3.     Способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, дать оценку поступкам героев сказок, былин , рассказов.

4.     Готовы индивидуальному самовыражению, к работе в коллективе: совместно обсуждают замысел, стремятся к согласованным действиям, умеют поддерживать партнёров, что приводит к сплочению детского коллектива.

5.     Эмоционально реагируют на ситуации.

6.     Совершенствуют мелкую моторику рук, проявляют интерес к разнообразным трудовым операциям.

 

 

Литература

1.     Авдеева Н.Н. Безопасность — Спб: «Детство- ПРЕСС», 2002.

2.     Агапова И. Развивающие игры со словами для детей — М., 2007.

3.     Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет — М:ТЦ «Сфера», 2005.

4.     Андриянова Т.Н. Учимся системно думать — Ульяновск, 2001.

5.     Анохина И.А. Закаливание организма ребёнка в ДОУ и семье — Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

6.     Бабич Т.Н. Играя — развиваем — Ульяновск: ИПКПРО, 2002.

7.     Гриценко З.А. Пришли мне чтение доброго — М. Просвещение, 2003.

8.     Данилина Г.Н. Дошкольнику — об истории и культуре России — М.: АРКТИ, 2004.

9.     Дурова Н.В. Очень важный разговор — М. Мозаика- Синтез. 2000.

10.                       Зайцев Г.К. Твоё здоровье — Спб.: Акцидент, 1997.

11.                       Козлова С.А. Мой мир — М.: Линка-Пресс, 2000.

12.                       Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры — Спб: Акцидент,1997.

13.                        Коноваленко В.В. Человек : Я, мой дом, моя семья, моя страна — М. Издательство ГНОМ и Д, 2001.

14.                        Минаева В.М.  Развитие эмоции дошкольников — М.:АРКТИ, 2001.

15.                        Науменко Г.И Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках — М.:центрполиграф, 2001.

16.                       Новотворцева Развитие речи детей — Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

17.                       Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду — Владимир, 1995

18.                        Павленко Л.Ф. Экологическая сказка — Ульяновск ИПКПРО, 2002.

19.                       Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как играем в экономику — Спб.: «детство -ПРЕСС». 2001г.

20.                       Шорыгина Т.А. Зеленые сказки Экология для малышей -М.: Прометей; книголюб, 2002г.

21.                       Шорыгина Т.А. Осторожные сказки . Безопасность для малышей -М.: Прометей; книголюб, 2002г.

22.                        Шорыгина Т.А. Вежливые сказки . Этикет для малышей -М.: Прометей; книголюб, 2002г.

23.                        Шорыгина Т.А. Родные сказки . Нравственно — патриотическое воспитание - М.: Прометей; книголюб, 2002г.

 

  1.  Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? - М.: Прометей; книголюб, 2002г.