Социальные технологии вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста

Маляревич Ольга Викторовна, заведующий

МБДОУ ЦРР - "Детский сад №226"

г. Барнаул, Алтайский край


Аннотация

Статья посвящена вопросам успешной социализации ребенка с самых первых шагов его социального опыта, равноценного партнерского взаимодействия детского учреждения и родителей. Определена ведущая роль семьи и учреждения дошкольного образования в процессе приобщения ребенка к жизни в обществе, даются практические рекомендации.

Annotation

The  article  is  devoted  to  the  successful   socialization  of  a  child  since  the  first steps of his social experiment which is  equal to the  partnership of   a childrens organisation  and parents. The leading role  of  family  and  preschoolers organisation is determined  in the  process of  adaptation  of  a  child  to  the  life    in  a  society,  practical  recommendations are  given.

Ключевые слова: социализация, дошкольный возраст, семья, сотрудничество

Современное общество ставит перед образовательной системой задачу создания условий для благоприятной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации с самых первых шагов его социального опыта. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения.  Социализация тождественна «окультуриванию», опыт, приобретаемый ребенком «превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время, возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений» [1]

В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием стоит задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным ориентирам развития, но и сформировать личность, готовую существовать в современном социуме, достигать поставленных целей, налаживать эффективные коммуникации.

Дошкольный возрастной этап является одним из основных в социальном развитии личности, онсоздает почву для оптимальной адаптации в социуме. Образ мира, формируемый и развивающийся в этом возрасте, дает возможность лучше и  эффективнее почувствовать пространство и время своей жизнедеятельности, ощутить непосредственно себя и окружающих людей. У дошкольника закладывается основа познания социальной действительности и самопознания, что, безусловно, расширяет личностные горизонты. Основы успешности процесса социализации закладываются в раннем возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок. «Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как, потребность в любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности»[2].

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем, поэтому так важно, чтобы детский сад и семья были открыты  для взаимодействия. 

В дошкольном образовательном учреждении МБДОУ ЦРР – «Детский сад №226» города Барнаула основной целью установления взаимоотношений детского сада и семьи, в плане равноценного партнерского взаимодействия, является создание единого пространства "семья – детский сад", направленного на успешную социализацию детей.

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, мы не рассматриваем семью только как объект взаимодействия. На родительских собраниях, в частных беседах мы объясняем родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяет путь развития его личности, а участие родителей в различных видах деятельности в дошкольном учреждении, в которых формируются опыт, нормы поведения, нравственные ценности ребенка будут способствовать успешной социализации ребенка. Поэтому вовлечение родителей в рамки педагогического процесса и различные виды деятельности, их заинтересованное участие,  важно для развития их  ребёнка. 

Одним из источников вовлечения родителей в процесс социализации  детей дошкольного возраста может стать семейный театр. В театрализованной деятельности процесс социализации как нигде очень ярко проявляется, «дети знакомятся со сказкой, символически переживают её, могут выразить свое отношение к героям и их поступкам, а взрослый получает обратную связь через общение, насколько впечатлили детей различные моменты из проигранной истории» [4].  Ведь сюжет каждой сказки основан на жизненных ситуациях, которые актуальны и сегодня, они могут научить ребенка тому, как вести себя в жизни.

Семейный театр- это конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов.  Приобщение взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов).В процессе подготовки к театральным представлениям,  устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами. Они заняты  изготовлением костюмов, декораций, обсуждают сценарии, распределяют роли.Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий. Для детейтакое взаимодействие  является хорошим примером.

Как начинать организацию совместной театральной деятельности в условиях ДОУ? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству? Поиск ответов на эти вопросы привел нас к необходимости создания творческого клуба «Семейный театр в детском саду».

На первом этапе были определены исходный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов); выявлены потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок.Мы провели опрос родителейнескольких групп, изучили их отношение к театру и театральной деятельности. Все родители были приглашены на открытое заседание  клуба . В результате опроса было выявлено, что родители  готовы принимать участие в жизни группы,  их заинтересованность в участии театральных постановок. В основу клуба «Театр для всех», легли технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой, такие как технология «Развивающего общения», ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали; технология «Ежедневный рефлексивный круг» -эта технология позволяет стимулировать речевую активность, мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений, каждый круг заканчивается с вопросом для родителей (спроси у родителей зачем…, и на следующий вопрос обязательно по интересоваться что ответилиродители). Технология «Проблемная педагогическая ситуация», цель которой самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимопринять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своимдействиям, извлечь уроки из собственного поведения.

На базе детского сада состоялся совместно с детьми и их родителями День театра. Роли героев обсуждались и распределялись на театральном заседании. Родители детей самостоятельно готовили костюмы, разрабатывали декорации, предвкушая успех удивительной постановки. На подготовку ушел один месяц направленной работы и репетиций. В результате представленной театрализованной постановки по мотивам повести-сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», участники  «Семейного театра»  получили удовольствие и опыт умения коллективно трудиться. Данная деятельность способствовала умению принимать собственные решения на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, а также развития навыков саморегуляции поведения.

Данная технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. Семейный театр можно и нужно использовать для вовлечения родителей в процесс социализации детей, так как технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач воспитания ребенка.

Таким образом, социализация дошкольника будет иметь положительную динамику, если будут созданы благоприятные условия гармоничного развития ребёнка, в процессе приобщения его к социокультурному опыту через взаимодействие с семьей, целью которого будет формирование в  воспитанниках любознательности и уверенность в себе. Уверенный, любознательный, инициативный и самостоятельный ребенок – это та цель, к которой мы стремимся. 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Знак качества, 2015.– 288 с.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2014.– 272с. 

3. Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей дошкольников» изд. центр «Вентана-Граф», 2017 г.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 2014.– 102с. 

4. Развитие детского творческого мышления. Работаем по сказке – М.: МОЗАИКА - Синтез, 2016.– 112 с. 

5. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2015. –88с.