Зимняя фантазия

Сапрыкина Ольга Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №103"

г.Воронеж


Программные задачи:

-Создать благоприятную эмоциональную обстановку;

-развивать умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать сопереживания к бедам природы, воспитывать гуманное отношение к ней;

-формировать основы экологической культуры;

-воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Материал:

-Репродукции картин по временам года,  музыкальное сопровождение-произведение П.И. Чайковского «Времена года», звуковое письмо от Матери природы, домик времён года, костюмы времён года, ватман, гуашь, клей, цветная бумага, салфетки, нестандартное физкультурное оборудование.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Дети, я вас сегодня хочу пригласить в удивительное путешествие. Но, куда?, пока не скажу. Давайте спустимся в музыкальный  зал. (дети заходят, звучит музыка Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

-Скажите, что вы чувствуете, когда заходите в музыкальный зал? 

Дети:

-Ощущение праздника, ожидание чего то необычного, как будто что-то должно произойти  загадочное, как будто где – то сказка притаилась и ждёт момента , чтобы открыться.

Воспитатель:

- у меня такое чувство, что должно произойти, что-то необыкновенное. (стук в дверь, почтальон отдаёт письмо.)

- Давайте прочтём? (звучит звуковое письмо. Текст письма: Дорогие дети, пишет вам Мать природа. Мои дети поссорились, они ругаются, спорят, кто из них важнее, кто нужнее, красивее. Назревает катастрофа: мои дети-любимые времена года, грозятся уйти в другие земли или  приходить всем вместе одновременно. Всему живому грозит беда, помогите. Мать природа.

Воспитатель:

-Ведь и правда, такое поведение времён года грозит большими неприятностями и даже катастрофами.

-Посмотрите внимательно, что это?  (воспитатель показывает на картины, которые подвешены к потолку.  На картинах изображены четыре времени года. Дети внимательно их рассматривают.)

Воспитатель:

- Представьте на минутку, что времена года совсем не наступят?

Дети:

-Не будет слепящего  глаза хрустящего снег, журчание ручейка, жужжание пчелы, лёгкого, н6ежного взмаха крыльев бабочки, шуршание опавших листьев под ногами, сочных яблок, шёпота дождя. Жизни на земле не будет, ничего живого не будет -только звенящая тишина.

 

Воспитатель:

-А, что будет,  если четыре времени года придут одновременно?

Дети:

-Ералаш, кавардак. Неразбериха.

Снег не будет долетать до земли, с горки не покатаемся, лето растопит выпавший снег, земля не согреется, не родится урожай, ягодок мы не покушаем, ярких осенних листьев не увидим; а животные не смогут впасть в спячку, не поменяет шубку заяц. А перелётные, зимующие птицы не будут знать, что делать, куда лететь. Не успеют вырасти бабочку. Ни какой красоты природы мы не сможем разглядеть в бурном водовороте смены времён года. Ведь в природе происходит всё постепенно, по строгим законам и правилам.

Воспитатель:

- А мы с вами не забыли, что Мать природа попросила нас о помощи, давайте отправимся к временная года, и узнаем, что же произошло. Так давайте постараемся помочь. Чтобы нам туда попасть, давайте произнесём волшебные слова: покружись, повертись, возле сказочного дома, времён года, окажись.

-Слышите, что это за шум?

-Кто-то спорит?

-Извините, пожалуйста, кто вы?

Ответы времён года:

- Я весна.

- Я зима.

-Я осень.

- Я лето.

Воспитатель:

- Так вы, времена года?

- О чём ваш спор?

 

Зима: (выходит девочка в костюме зима)

- Мы спорим о том, кто из нас важнее.

 Вот я Зима. Я бываю колючая, морозная, строгая и песенка моя такая…

Но при мне природа отдыхает. Набирается сил. Я слежу, чтобы снега было достаточно, ведь это влага. Для хорошего урожая, А Новый год?

Воспитатель:

- Ведь и, правда Зима, мы Новый год очень ждём и любим , любим петь, танцевать, водить хороводы, а давайте дети пригласим Зиму в наш весёлый хоровод. (Новогодний каравай).

- Дети, как вы думаете, зима важна, нужна.

Весна (выходит девочка в костюме весны)

- А я весна. Я бываю разная: прохладная и тёплая, журчащая и хлопотливая. При мене природа просыпается, всё оживает, набирается сил и песенка моя такая. Я буду главная.

Воспитатель:

- Да весна твой приход очень важен для мира природы, мы знаем о твоей важности для всего живого. И дети знают о тебе стихи. (ребёнок читает стихотворение И.Никитина «Весна»)

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся.

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются,

День-деньской, от зари до зари.

 

 

Воспитатель:

- Как красива весна, можем ли мы без неё обойтись? (Нет)

-А без весны лето может наступить? (Нет)

Лето (выходит девочка в костюме лета)

- Я лето, звонкое и тёплое, радостное и ягодное, я даю возможность жить всему живому, я приношу в мир свет, тепло, здоровье.

Воспитатель:

- Да, лето, мы тебя ждём, чтобы побегать босиком, позагорать, искупаться в речке. 

- Я предлагаю всем разуться и побегать по дорожкам (дети выкладывают дорожки, ходьба по дорожкам).

Воспитатель:

- Дети, можем мы обойтись без лета? (Нет не можем).

Осень (выходит ребёнок в костюме осени)

-Я. Осень. Грустная, спокойная, щедрая, могу быть дождливой и солнечной и даже морозной. Я – пора урожая, я готовлю природу к зиме. Обо мне придумано  народом много пословиц и поговорок:

-Как лето со снопами, так и осень с пирогами

-Весна красна цветами, а осень снопами.

-Осенью и воробей богат.

-Цыплят по осени считают.

-Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.

 

 

 

 

 

Воспитатель:

- Можем ли мы обойтись без осени и её ярких красок.

- давайте изобразим в рисунке одно из явлений осени – листопад. (Дети рисуют нестандартными способами под лёгкую музыку,используя 

техники отрывной аппликации, рисование тычками, нарисованную картину вешаем около домика времён года)

Воспитатель:

-Милые времена года, вы все для нас очень важны и нужны.

Пожалуйста,  помиритесь, не огорчайте свою мать природу. Приходите каждая в своё время, живите по законам природы.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и мы дети давайте возьмёмся за руки, встанем в круг и помирим наши любимые времена года.

(дети произносят слова- мирилочки)

Помиритесь – ка, друзья,

Ведь Вам сориться нельзя,

Вы нужны нам очень, очень,

Без вас день чернее ночи.

Но, а с вами жизнь прекрасна,

Так не ссорьтесь понапрасну.

Выходит Мать-природа с корзиной фруктов благодарит детей за помощь и приглашает детей на чай.