Развитие мелкой моторики рук.  Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ Заозёрной СОЩ №16 г. Томска Афанасьевой М.П.

Афанасьева Марина Петровна, учитель начальных классов

МАОУ Заозерная СОШ № 16

г. Томск


Готовим руку к письму.

Вопрос о том, как готовить ребёнка к письму волнует родителей задолго до поступления ребенка в школу. Главное не только знать что такое процесс письма, но необходимо представлять какими навыками должен обладать ребенок, чтобы этот процесс был правильным. 

Письмо – особая форма речи, оно имеет сложную психофизическую структуру и включает в себя механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память, контроль и зрительно-моторные координации.

Формирование навыка письма – длительный и сложный процесс. Чтобы ребенок мог, научится писать, он должен хорошо различать звуки речи, сохранять их порядок, усвоить написание букв, выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя новые движения, переходя к другим знакам. 

Составляющим компонентом письма является подготовленная рука ребенка. Она физиологически несовершенна, т.к. весь организм находится в стадии интенсивного развития, им трудно держать и захватывать ручку. Карандаш, ручка, мелок, кисточка являются посредниками между рукой ребенка и бумагой. Ребенок сосредоточен не на захвате ручки, а на точке соприкосновения – результате на бумаге. Неумение правильно держать ручку сказывается на качестве письма. 

Работу надо начинать с развития силы руки, её ловкости, умении держать предмет, последовательно менять тонус мускулатуры руки. Карандаш держим тремя пальцами (большим, указательным, средним) то есть щепотью. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (посолим, покрутим итд).

Правильное распространение мышечной нагрузки подразумевает напряжение (для удержания ручки) и быстрого чередования силового напряжения и расслабления, для этого используются игры типа: Мозаика, Работа с ножницами, нитками, иголками.

Огромную помощь подготовки руки к письму оказывает работа со штампами. Их можно купить в магазине, а можно сделать самостоятельно из карандаша с резинкой. Штамп – карандаш тренирует удерживание предмета тремя руками – то есть щепотью. Работа нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры. Сначала ребенок работает без красок, крутит карандаш пальчиками. Работа не должна быть механической. Используются стихи, сказочные сюжеты, загадки. С помощью красок ребенок помогает раскрашивать картинку и рассказывать сказку. Важно после работы анализировать, и оценит её. Найти лучшие кружочки штампы (ровные и правильные), подумать, что нужно сделать, чтобы работа стала лучше. Начинаем с лёгких упражнений, плавно переходим к трудным заданиям (точки, ягодки, ромашки, вазочки, цветовой узор). 

На своих занятиях я сразу начинаю использовать тетрадные листы в клетку и в линейку. Чередуя разукрашивание, штриховку. В конце года дети показывают умения, которые я считаю лучшими. Это графические узоры и диктанты разного вида сложности, дети самостоятельно комментируют работу используя термины вертикальная и горизонтальная штриховка и другие.

Интересным способом развития пальцев рук является пальчиковая гимнастика и массаж. Само массаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющие действия на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. После массажа работоспособность восстанавливается быстрее. 

При систематическом массаже улучшаются функции рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему. 

Существуют следующие приемы само массажа: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажера для рук. Много существует комплексов упражнений. В моём массажёры используются на каждом занятии. Упражнения для рук: Ладошки, Лягушки и другие. 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения, существует 2000 лет. Для использования интеллектуального развития работаю не только над моторикой, но и создаю предпосылки для становления многих психических процессов с помощью двигательных упражнений. 

Упражнения: «Восьмерка», «Зеркало», «Змейка», «Ухо – Нос».

Пальчиковая гимнастика: 

1. «Кулачок – ладошка», «стул – стол» (меняя темп).

            2. Деревья и кусты (локти рук на столе).

Вот деревья, вот кусты, покачай руками ты. 

3. Снеговик. На счёт готовим руку – лепим малюсенький комочек – средний комочек – большой комок. 

4. У каждого пальчика своё имя. Где ладошка?

5. Дом.

«Этот домик – просто сарай.

Кто живет в нем угадай. (дети кричат: собачка, овечка, курочка)

Этот дом – с трубой.

В нём живем мы с тобой.

Этот дом – большой домище, там жильцов не сразу сыщешь), ти называют дом, в котором два этажа, три этажа, и т.д.)»

6. Упражнение «Цветочек – колокольчик – цепочка – солнышко.»

7. «Мои друзья».

Покажу руками я – угадай, что за друзья!

Ж ужу жу над ромашкой я кружу.

Жужжу жу – над полянкой я жужжу.

Идёт коза идут козлята, и все как папа бородаты.

Ав ав – никого не напугаю, ав ав – я с детишками играю.

Во сне у кошки Нюшки ушки на макушке.

8. Игра «У оленя дом большой» и другие. 

Мелкую моторику рук и мышечную выносливость позволяет формировать плоский конструктор, вместе с этим развиваем произвольность и сознательность действий, представления о цвете, форме, величине и количестве, ориентировку в пространстве, наглядно образное мышление, внимание, воображение, навык программирования своей деятельности. Плоский конструктор используем двух видов – крупные и мелкие. Работаем в группах и индивидуально, упражнения: «ёлочка», «кораблик», «неваляшка», «домик». Используем игры на внимание: Чего не стало? Что изменилось? Поезд. Собери по форме и сравни по количеству. Также любят дети конструировать счётными палочками: «Снежинка», «Ракета», «Грузовик» и т. д. 

Правила педагога:

1. Занятия должны приносить радость и успех.

2. Соблюдай последовательность, не торопи детей.

3. Чередуй работу с минутками отдыха.

4. Работай вместе с детьми.

5. Важно не количество, не быстрота, а правильность и аккуратность.

6. Обязательно хвали ребёнка: словом, поглаживанием, рукопожатием.

7. Удивляйся.

8. Работу дети забирают домой.

 

Помимо мелкой моторики надо развивать более крупную мускулатуру (ладони). Это благотворно влияет на ловкость руки смену мышечного тонуса. Помогает приём с использованием бумажных салфеток, из них делаем комочки и соединяем в подделку, катаем двумя ладошками используем клей ПВА. Итог работы: выставка поделок, показ сказки – театрализации. Поделки: Чебурашка, Медвежонок, Колокольчик, Неваляшка, Зайчик, Снеговик, Гусеница, Лошарик. По этому принципу можно изготавливать поделки из гофрированной бумаги.

Чтобы руки ребёнка были умелыми надо лепить из пластилина, делать аппликации, играть с конструктором и мозаикой, рисовать, разукрашивать, штриховать. Развитие моторики тесно связано с развитием памяти, речи, мышления, воображения. А это всё стимулирует интеллектуальный рост ребенка и повышает учебную мотивацию. Интерес к изучению нового, успешность, учебные умения могут стать опорой для формирования системы универсальных учебных действий.