Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

Александрова Мария Анатольевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад №5 "Колосок"

Красноярский край, г.Канск


Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

Задачи:

Обучающая задача: Показать значение общения между людьми. Раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;

Развивающая задача: Развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения, развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Воспитательная задача: Воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям.

Оборудование: Письмо карлсона, барабан, верёвочки с узелками разных цветов, береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки, книга Киплинга «Как было написано первое письмо». Презентация.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от «Карлсона»

Письмо от Карлсона.

Дорогие ребята. Сегодня я предлагаю вам настоящее путешествие в прошлое. Где люди еще совсем не могут писать и читать. Я думаю вам будет интересно узнать как же люди общались друг с другом на расстоянии, если они не знали грамоты, не умели писать. Надеюсь ваше путешествие будет интересным и поучительным. Счастливого пути. Ваш друг, Карлсон.

И так, ребята, сегодня Карлсон приглашает нас отправиться в путешествие в прошлое. Вы хотите? (Да).

Рассаживайтесь на коврике, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

Ребята, как можно общаться друг с другом, когда находишься, друг от друга далеко-далеко? (дети высказывают свое мнение; подвести к ответу: пишем письма)

Воспитатель:

·         Вы хотите научиться писать?

·         Как вы думаете, легко это или сложно?

·         А человечеству легко было научиться писать?

(дети высказывают свое мнение)

·         Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло? (Нет)

Сегодня мы это обязательно узнаем.

Воспитатель: Как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома, не было ни одного города, даже маленьких поселков не было, люди жили в пещерах. Но там жили не только люди. Кого ещё можно было встретить в этих пещерах? (ответы детей)

Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних животных из своих пещер. Но давайте обо всем по порядку.

Воспитатель: Садимся в машину времени, закрываем глаза и летим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация) (Слайд1) Воспитатель: Теперь мы с вами древние люди. (Слайд2). Оглядитесь по сторонам, что мы видим? (ответы детей)

Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали дикие животные, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

Воспитатель:

·         А чем люди отличаются от животных? (рассуждения детей; подвести к ответу, что люди между собой умеют общаться)

·         Что значит «общаться»?

·         А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? (рассуждения детей)

·         Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение? (рассуждения детей)

Воспитатель: Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям.

Посмотрите на рисунки (Слайд 3). Если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко - враг близко, тревога).

А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана. Он называется «там-там» (Слайд 4). Два удара – приветствие (показ), частая дробь – тревога (показ). Давайте послушаем, как звучит «там-там. А теперь, давайте и мы с вами попробуем себя в роли индейцев.

 

Динамическая пауза.

(проводится на ковре, у ведущего в руках барабан)

Слышали сигнал тревоги? (шагаем по кругу)

Скорее вставайте на помощь:

Зовёт на помощь барабан

Идём врагов прогнать

Прогоним тут выпады вправо-влево, имитируем

Прогоним там, имитируем удары копьём, выпадам ноги вперед

И будет враг бежать. бег на месте

 

Воспитатель: Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (Слайд 5) Что можно сообщить таким способом? (рассуждения детей)

Воспитатель: Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали важные сведения. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны? (рассуждения детей)

Воспитатель: Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот на экране одно из первых писем. (Слайд 6). Но оно не обычное – его нарисовала давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. А на бересте. Что это такое? Береста – это верхний слой коры берёзы (береста раздается детям). Раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. (похож на бумагу). Попробуйте сами.

Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено? (рассуждения детей). Почему столько разных мнений у нас появилось? Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали.

(Слайд 7). По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена.

Воспитатель: О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала записку и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.

Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?

Воспитатель: Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Карлсон приготовил для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

Воспитатель: Давайте попробуем прочитать письмо получившиеся у вас письма. (взять дощечку одно из детей и попросить прочитать 3-4 человек). Правильно мы поняли?

Воспитатель:

·         Какими способами общались древние люди?

·         Удобны эти способы?

 

Молодцы. А нам с вами пора возвращаться. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)