Проект "Мы за здоровый образ жизни"

Шатрова Нина Дмитриевна, воспитатель

МБДОУ ДС ОВ №8

г.Усинск


Актуальность

     Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей младшего дошкольного возраста методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

     Большую часть времени в детском саду ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность педагога по организации режима детей младшего дошкольного возраста, зависит сохранение и укрепление их здоровья:

- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

- оборудование физкультурного уголка в каждой группе;

- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

- оформление рекомендаций для родителей (законных представителей) по организации двигательной деятельности в семье.

 

Цель проекта: повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей (законных представителей) о здоровом образе жизни; формирование привычки к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста.

 

Проблема: недостаточная осведомленность родителей (законных представителей)  о важности физического воспитания; негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

 

Гипотеза проекта: применение здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию убеждений и привычек здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей).

 

Паспорт проекта: проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.

     В нём отражены темы:

- ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ЗОЖ; 

- забота о своем здоровье и безопасности; 

- о потребности в ежедневной двигательной деятельности;

- о вкусной и здоровой пище; 

- о витаминах и их значимости для здоровья человека. 

 

     Мероприятия реализуются в совместной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста в свободное время в первую или во вторую половину дня.

 

Вид проекта: краткосрочный. 

 

Тип проекта: познавательно-игровой.

 

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

 

Задачи проекта:

1. Расширить и закрепить знания детей младшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

2. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

3. Знакомить родителей (законных представителей) с методами оздоровления детей в детском саду и дома.

4. Обогащать знания детей младшего дошкольного возраста о витаминах и продуктах питания и их полезных свойствах.

5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через ознакомление с художественной литературой.

6.  Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

 

Пути реализации проекта:

Работа с детьми младшего  дошкольного возраста включает в себя:

• утренняя гимнастика (Приложение 12);

• экскурсии по территории детского сада;

• спортивные игры;

• беседы

• чтение рассказов, стихов;

• дыхательная гимнастика;

• сюжетно ролевые игры;

• дидактические игры;

• пальчиковые игры (Приложение 13);

• подвижные игры (Приложение 9);

• организация детского творчества на тему: «Витаминная тарелка»;

• гимнастика пробуждения;

• ходьба по массажным коврикам;

• просмотр театрализованного представления «Доктор Айболит»;

• занятия по «физическому развитию» (Приложение 14);

Взаимодействие с семьей включает:

• мониторинговые процедуры (анкетирование родителей (законных представителей)) (Приложение 10);

• создание информационного стенда для родителей (законных представителей) (консультации, памятки) (Приложение 11);

• участие родителей (законных представителей) в фотовыставке «Как мы занимаемся спортом дома»;

• участие родителей (законных представителей) в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;

• участие родителей (законных представителей) в изготовлении лепбука «Мы за здоровый образ жизни».

 

Результаты проектной деятельности:

• выставка творчества детей младшего дошкольного возраста «Витаминная тарелка»;

• фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни»;

• создание картотек: подвижные игры, пальчиковая гимнастика,  дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, динамические паузы.

 

Заключение

     Мероприятия, проводимые педагогами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети младшего дошкольного возраста росли здоровыми. В результате проведенной работы у детей младшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни, сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.

 

Приложение:

     Беседы: «Режим дня» (Приложение 1), «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым». 

     Ознакомление с художественной литературой:  К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая»; А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках», «Необычный огород», «О зайке, мишке и больном зубе», «Твой носовой платок», «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д.

     Занятия: по ознакомлению с художественной литературой «Водичка, водичка» (Приложение 6); по рисованию «Мяч» (Приложение 7); по аппликации «Витаминная тарелка» (Приложение 8).

     Сюжетно ролевые игры: «Больница» (Приложение 5), «Магазин». 

     Дидактические игры: «Полезные продукты» (Приложение 2), «Овощи - фрукты», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу».

     Подвижные игры: «Пузырь» (Приложение 3), «У медведя во бору», «Ворона и воробьи» (Приложение 4), «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и др.

 

Литература: 

1. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.:  Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва  Линка – Пресс 2009 г.

3. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд.: Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.

4. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург  Детство – Пресс 2010 г.

5. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом  21 век 2010 г.

6. Гурец И. И. «Прогулки в детском саду».     

7. Интернет-ресурсы:

http://tmndetsady.ru/metodicheskiykabinet/proektnayaeyatelnost/news5891.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Полезные продукты» (от 2 лет)

Игра знакомит ребёнка с полезными продуктами: овощами, фруктами, грибами, ягодами, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений. Ребёнок учится подбирать детали определённой формы и вставлять их в рамку. 

Цель игры: ознакомление  ребёнка с съедобными плодами растений, обучение умению подбирать детали, подходящие по форме.

Ход игры: 

Разложите картинки и рамки изображением вверх. Возьмите одну деталь и спросите, что на ней изображено. Предложите ребёнку найти подходящую рамку для карточки и вставить в неё картинку. Пусть ребёнок найдёт свою «корзиночку» для каждого продукта.

Пузырь (игра малой подвижности)

  Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

  Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. 

Воспитатель произносит:      Раздувайся, пузырь,       

                                               Раздувайся большой,             

                                               Оставайся такой,

                                               Да не лопайся!

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!».

Указания: сначала в игре принимают участие 6-8 детей. При повторении могут играть 12-15.

 

 

 

Подвижная игра «Ворона и воробьи»

Цель: совершенствование бега; развитие внимания, умения подражать, чувства радости от совместных действий.

Материал: маска «вороны».

Ход игры: 

Воспитатель показывает, где гнездышки (круги, нарисованные) детей, в которых живут воробьи ,садятся и «спят».Воспитатель говорит: «Воробушки, летите!»

Дети летают по залу, поют песенку воробья: «чик – чирик». Воспитатель со словами вороны: «кар – кар», вылетает и пытается поймать воробьёв. Воробушки летят в свои гнёздышки и пытаются спрятаться от вороны.

 

Сюжетно-ролевая игра "БОЛЬНИЦА" 

Цель: формирование у детей умения играть в сюжетно-ролевую игру «Больница». 

 

Задачи: 

- учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители;

- формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей; 

- развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками;

- развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение; 

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

 

Методическое оснащение игры: сундучок, загадки, белый халат, шапочка доктора, игровой набор «Доктор».

 

Словарная работа: врач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, регистратура.

 

Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры;  знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами;  чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского; рассматривание сюжетных иллюстраций; беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с улыбки. Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому он принадлежит.

Воспитатель: Кто в дни болезней всех полезней? Лечит нас от всех болезней?

Дети: Доктор.

Воспитатель: Этот сундучок принадлежит доктору. А как вы думаете, что в нём находится? (в нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы).  Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…) Молодцы!

Воспитатель: А как вы думаете в какую игру мы сейчас с вами будем играть? (В больницу)

Воспитатель обращает внимание на одного из детей.

-  Посмотрите, какой Вася  грустный. Что с ними случилось? Может быть, он заболел? Ребята,  врача, который лечит детей, называют педиатр. 

- А с кем вы ходили к врачу? (ответы детей). 

- Вот и Васю нужно отвести в больницу на приём к детскому врачу (педиатру).

Давайте сделаем физкультминутку, а потом распределим с вами роли.

 

Физкультминутка.

Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим.

Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет.

Колеса закружились, вперед мы покатились

Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя

 за педагогом слова).

Воспитатель: давайте выберем с вами доктора. 

Воспитатель предлагает доктору выбрать себе медсестру. Объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам. Одевают халаты, готовят свои рабочие места.

Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, нужно поздороваться,  рассказать, что болит у вашего сына?

Диалог в больнице больного и доктора:

П: Здравствуйте!

Д: Здравствуйте, что болит у вашего сына?

П: У него высокая температура, болит голова.

Д: Не беспокойтесь, сейчас я осмотрю его и назначу лечение.

Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо» и «до свидания».

 

Окончание игры

Воспитатель: Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. 

В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.

Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.