Русские художники-сказочники: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина

Молодцова Ирина Федоровна, заведующая Новомилетской сельской библиотекой

МБУК Городского округа Балашиха "Централизованная библиотечная система"

г. Балашиха, Московская область


Александр Сергеевич Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь, и занимает в сердце каждого человека особое место. Пушкинские стихи, поэмы, драмы, повести – это целый мир, в котором живут самые разные герои, происходят самые разные события – и радостные, и страшные, и удивительные, и смешные, - вся жизнь людей отразилась в нем.Поэт любил деревенские песни, сказки, всегда прислушивался к живому народному говору, записывал и запоминал меткие слова и выражения. Пушкин знал родной язык в совершенстве. И не только знал – в своих гениальных произведениях он воплотил всю красоту родной речи. Кому еще из живущих на Земле так удалось своим словом одушевить, одухотворить все, что нас окружает? У Пушкина все живое и живое навсегда. Всегда кот ученый ходит по цепи и сказки говорит, всегда золотой петушок кричит и хлопает крыльями при виде опасности, шапка-невидимка скрывает Людмилу, королевич Елисей ищет и находит царевну, из вод морских дядька Черномор выводит тридцать трех витязей, всегда в «синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут». У Пушкина жива вся природа: зеркальце говорит правду; верный пес Соколко не может отвести беду от царевны, но показывает братьям отчего она умерла, и показывает это ценой своей жизни; в море, в котором живет золотая рыбка, вначале спокойно, потом, по мере того как возрастает жадность старухи, оно хмурится, волнуется, оно гневается и чернеет.

 Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего рассвета его творчества и остались в русской литературе уникальным явлением. Читая Пушкина мы становимся умнее и добрее. Это же такая радость – все написано им на русском языке, в России, в той, которая нам всех милее и прекраснее.

 Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действенность пушкинского слова будет всегда для нас эталоном – золотой мерой совершенства.«Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» была первой сказкой, появившейся в печати.

«Сказка о царе Салтане» сродни народным песням. Нас пленяют напевностью и легкостью ее стиха. Она звучит как музыка. Неудивительно, что именно эта сказка вдохновила Римского-Корсакова на создание такой дивной оперы.

      Советский кинематограф сделал несколько увлекательных экранизаций. Художественный фильм, вышедший в 1966 году является ярким тому подтверждением. Это красочная, зрелищная картина. Замечательные костюмы и декорации, великолепная подборка артистов. Никаких вольных трактовок и отступлений. Бережное отношение к произведению. 

Мультфильм «Сказка о царе Салтане», созданный на киностудии «Союзмультфильм» в 1984 году очень динамичный и красочный, создающий ощущение праздника – он добрый, необыкновенно душевный и веселый. Красивое музыкальное оформление, трогающее за душу и переносящее нас в те далекие времена; отличная рисовка талантливой группы художников и аниматоров; яркие харизматичные актеры, чьи голоса не лишены артистизма и драматической нотки. Текст от автора (Авангард Леонтьев) очень интересный. Мягкий, во всем чувствуется доброта и уважение.

После таких замечательных фильмов как привлечь внимание ребенка к книге?

      Место действия пушкинской сказки – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотой дранкой кровель, куполов и маковок.

      Все мы любим иллюстрации в детской книге, дети особенно. Иначе им трудно представить себе, что все так и было на самом деле, как рассказывает писатель. Надо увидеть, еще важнее – поверить. Здесь в книгу вступает художник. Тут нужен талант особенный.

      Иван Яковлевич Билибин один из ярчайших художников начала ХХ века. Его иллюстрации похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифт, орнаменты, украшения, инициалы. Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подсвеченного акварелью, свой, совершенно особенный и пронизанный духом русской старины «билибинский стиль» книжного дизайна. 

«Сказку о царе Салтане» И. Билибин начал иллюстрировать с первой страницы, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. И шуба у царя настоящая, царская, такие шубы шили из бархата и парчи.

Эта сказка с ее многокрасочными картинами русского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изобразил Билибин старинные костюмы и утварь. Художник словно бы своими глазами видел, какую сказочную красоту являла собой древняя Русь. Погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.

Александр Михайлович Куркин – один из самых известных художников Палеха. В его оформлении в 70-е годы вышла книга «Сказка о царе Салтане». Искусство Палеха – это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленных рукой художника. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника. 

      Больше сорока лет назад появились детские книжки с озорными, затейливыми, красочными рисунками и с такой же веселой надписью на обложке: «Картинки придумал и нарисовал Владимир Конашевич». Его иллюстрации нарядны, красочны, изящны. «Мне предстоит иллюстрировать сказки Пушкина. Никогда работа не давалась с таким трудом: много эскизов, много отходов и совсем нет уверенности, что я делаю то, что надо». Зато потом, когда дело пошло на лад, он радовался с детским простодушием. Показывая друзьям рисунок для обложки «Сказки о царе Салтане» Владимир Михайлович говорил: «Смотрите, какой я кораблик разрисовал, может быть, кто-нибудь из мальчишек захочет сам смастерить себе такой же и разыграть сказку или спектакль». Он доверял детскому уму, сообразительности, фантазии.

      Маврина Татьяна Алексеевна – волшебница детских сказок – русская художница и иллюстратор.

«Ложусь спать на горах. Кладу шесть сказок в головах: одна разговаривает, другая спрашивает, третья звенит, четвертая шумит, пятая смеется, шестая плачет».Современники вспоминали веселый нрав и улыбку, с которой она начинала любое дело. 

Мировую известность ей принесли иллюстрации к русским народным сказкам и сказкам А. Пушкина. Сказки любимого поэта Татьяна Маврина иллюстрировала всю жизнь, Именно Пушкин определил ее художественное лицо и место в искусстве. «Если в словах такие чудеса, то какие же должны быть иллюстрации?» - саму себя спрашивала Маврина. Всю жизнь она отвечала на этот вопрос рисунками, воссоздавая мир, который ей нашептал пушкинский ученый кот. 

Маврину называют самой русской из всех художников. Ее яркие иллюстрации написаны в необычной манере. Татьяна Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Роберта Фалька. Авангардное искусство наложило отпечаток на ее стиль и творчество. Многие свои иллюстрации к сказкам Пушкина Т. Маврина создала с помощью аппликации, приклеивая рисунки на общую композицию.

 Особое место в «Сказке о царе Салтане» Маврина уделяет сказочным героям и чудесам: поющей песенки белке, тридцати трем богатырям, царевне Лебеди. Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Татьяны Алексеевны Мавриной.

Сказки Пушкина очень народны. Совершенно не случайно он слышал их в Михайловском, а написал в Болдине, то есть в самой глубине России. А две сказки: «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке» - взяты Пушкиным одна у немцев, другая у арабов. Но они под его гениальным пером стали настолько нашими, настолько обрусели, что мы не можем признать их чужими.

Какие вы счастливые: у вас впереди и «Повести Белкина», и «Капитанская дочка», и «Медный всадник», и «Евгений Онегин», и «Маленькие трагедии», и сотни стихотворений, и прекраснейшие статьи и письма…

Для Пушкина нет сроков и времени.