Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей по ФГОС ДО

Замалетдинова Гузял Габдряшитовна, воспитатель

МБОУ "Авторский лицей Эдварса №90"

г.Ульяновск


Содержание

Введение.

Глава 1.  Теоретические основы повышения компетентности    родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

           1.1. Основные направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей  в соответствии с ФГОС ДО.

1.2. Сравнительный анализ программного содержания к проблеме повышения компетентности родителей  в вопросах охраны и укрепления здоровья детей с учетом ФГОС ДО.

1.3. Анализ современного состояния проблемы повышения компетенции  родителей  в вопросах охраны и укрепления здоровья детей  в региональной практике дошкольного образования.

Глава 2. Организация педагогической деятельности в вопросе повышения компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

2.1. Определение уровня компетентности родителей по охране и укреплению здоровья детей.

2.2. Педагогическая деятельность по повышению компетентности родителей  по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

2.3. Результативность взаимодействия с семьей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Заключение.

Литература.

Приложение.

 

Введение

 

     Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Педагогическая компетентность родителей - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»[17], утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»[25]  и программах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования: «От рождения до школы»[18], «Детство»[11], большое внимание уделяется формированию у детей представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни, воспитанию здоровьесберегающего поведения. Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»[12]определяет, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [12, глава 4, ст. 44, п. 1].

Сегодня современным родителям очень часто не хватает воспитательных умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Проблемы семьи и семейного воспитания рассматривались в трудах многих видных отечественных и зарубежных педагогов (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский др.). Ими освещены основные вопросы культуры семейных отношений; главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; влияние семейного уклада на детей и т.д. Современное состояние проблемы раскрывается в отечественных исследованиях Л.А. Алексеевой, А.А. Бодалева, И.В. Гребенникова, М.О. Ермихиной, Ю.Я. Левкова, Е.И. Наседкиной, Р.В. Овчаровой, Д.А. Петрова, В.В. Столина, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, Т.В. Лодкиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Щербаковой и многих других ученых.

При различных подходах к решению проблем семьи все исследователи приходят к единому мнению о том, что основой совершенствования семейного воспитания является работа с родителями. Результат детско-родительских отношений, несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, от уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей, их родительской компетентности. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. В Законе «Об образовании»[12] говорится, что родители – это первые педагоги. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».[26] ФГОС ДО направлен на решение многих задач, одной из которых является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из принципов «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года»[15] является ответственность каждой семьи за воспитание и развитие личности ребенка и за сохранение его здоровья. Решение задачи по развитию жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов, включает в себя: пропаганду образа жизни семей, культивирующих ЗОЖ;  вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, развитие форм семейного отдыха; внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»[17] являются реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье и сбережение здоровья каждого ребенка. В Стратегии отмечается, что у значительной части детей дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Одной из причин такого состояния здоровья детской популяции является семейное неблагополучие: «Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством» [17].

В связи с этим,   государственная политика предполагает реализацию системы здоровьесберегающих мероприятий, направленных на  формирование у семьи и детей потребности в ЗОЖ,  внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования. [26,раздел I, п.1.4., п..5]

Поэтому целью моей работы стало: повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Объектом исследования является: взаимодействие с семьей.

Предмет исследования: компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии:

- систематической работы с семьей воспитанников по укреплению здоровья;

- формирование семейной привычки к здоровому образу жизни;

- поддержки инициативы родителей в процессе охраны и укрепления здоровья детей по ФГОС ДО.

Задачи:

1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме повышения уровня компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей по ФГОС ДО.

2. Отобрать диагностический материал и определить уровень компетентности родителей  вопросах охраны и укрепления здоровья детей, проследить ее динамику.

3. Проанализировать и дополнить систему работы с родителями по повышению компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

 

 

Глава 1.

Теоретические основы повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей

1.1. Основные направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей  в соответствии с ФГОС ДО

 

Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [26, раздел I, п.1.6., пп.9]. Федеральный государственный         образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [26, раздел I, п.1.7., пп.6]

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документа представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. [26, раздел II, п. 2.11.2.] Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности [26, раздел III, п. 3.1.];

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность [26, раздел III, п. 3.2.1., пп.8]

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка,  соответствующей специфике дошкольного возраста,  приоритетным является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи  [26, раздел III, п. 3.2.5., п..5].

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы [26, раздел III, п. 3.2.8., пп.3].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющиеся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников [26, раздел IV, п.4.4.].

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

 

 

1.2. Сравнительный анализ программного содержания к проблеме повышения компетентности родителей  в вопросах охраны и укрепления здоровья детей с учетом ФГОС ДО.

 

В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации.

Рассмотрим программы нового поколения по ФГОС ДО, которые предусматривают  цели: повысить компетентность родителей по вопросам охраны здоровья, формирования здорового образа жизни в семье и способствовать формированию гигиенической и воспитательной культуры родителей.

Программа «Детство» [11] определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.

Программа «Истоки»[13] Это базисная программа, ее роль - разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка. В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития.

Программа «От рождения до школы» [18] - это  фундаментальная, комплексная программа дошкольного образования. В программе сделан акцент на личностное развитие ребенка. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Программа «Тропинки»[23] под редакцией В.Т.Кудрявцева прямо предполагает вводить родителей в педагогический процесс и в жизнь детского сада. «…В последние годы в дошкольном образовании большая роль уделяется сотрудничеству с семьями воспитанников, семья рассматривается не только как заказчик образовательных услуг педагогу, но и как равноправный партнёр при реализации задач дошкольного образования. Это социальное и педагогическое партнёрство наиболее очевидно прослеживается по линии взаимодействия ребёнка с взрослыми. Поэтому, при планировании образовательного процесса в возрастной группе целесообразно включать формы работы с родителями в общую таблицу-органайзер. Родители – не посторонние люди в группе, поэтому логично было бы видеть их в плане работы воспитателя не только утром и вечером, но и в течение всего дня, приглашать и включать в различные виды совместной деятельности детей и взрослых...»

В программе «Основы  физического воспитания  в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер-Усмановой [20] одной из задач ставится «…Приобщать родителей к образовательной деятельности в области физического воспитания, обеспечивая их просвещение по вопросам гармоничного развития средствами физической культуры.»[20] Целью программы является:  cоздание эффективной  модели образовательного процесса физического воспитания в дошкольном возрасте в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

В программе дошкольного образования «Мозаика»[22] говорится, что «… нужно создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы; привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятий, организуемых в детском саду, ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку).

Таким образом, современные базовые и парциальные программы направлены на формирование у детей здорового образа жизни  и повышение компетенции родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей по ФГОС ДО

 

 

1.3. Анализ современного состояния проблемы повышения компетенции  родителей  в вопросах охраны и укрепления здоровья детей  в региональной практике дошкольного образования

 

В рамках программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы некоторые ДОУ г. Ульяновска и Ульяновской области также изучали проблему приобщения дошкольников к ЗОЖ.

В ДОУ №254 г. Ульяновска под руководством кандидата педагогических наук Н.В. Полтавцевой организована работа по приобщению детей к здоровому образу жизни [21]. В своем исследовании авторы рассматривают приобщение к ЗОЖ широко, включая в него овладение двигательной культурой, приобретение опыта здоровьесберегающего поведения на основе знаний о влиянии характера выполнения движений на функционирование органов и систем; формирование эмоциональной культуры. Положительно, что формирование знаний, умений и поведения авторами представлено в аспектах физического и психологического здоровья. Как видим, здесь речь идет о формировании у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью, о развитии навыков здоровьесберегающего двигательного поведения. В исследованиях представлены конкретные задачи, направленные на формирование у детей знаний о человеке, способов преодоления негативных эмоций, развитие умений находить конструктивный способ выхода из сложившихся ситуаций, присутствует направленность сообщаемых знаний на выработку определенного поведения.

В МДОУ «Золотая рыбка» г. Новоульяновска в качестве приоритетного направления в работе выбрали «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здоровья»[14]. Работа в этом направлении предполагает организацию системы оздоровительно-развивающей работы в ДОУ в целом, которая должна послужить основой для формирования основ здорового образа жизни у детей. Коллектив ДОУ «Золотая рыбка» работает по теме «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в условиях малого города». Реализуя раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» программы «Детство», педагоги воспитывают  у дошкольников культуру здоровья. Коллектив работает в 3 направлениях: с педагогами, детьми и родителями, включающий 3 этапа и на каждом этапе выделены определённые задачи. К примеру, на 2-м этапе разработана целая система планирования, которая включает годовые планы с педагогами ДОУ и с семьёй:

- установление доверительных отношений родителей с коллективом ДОУ и вовлечение родителей в процесс формирования культуры здоровья у детей в ДОУ через участие в спортивных мероприятиях, создание спортивных уголков в группах;

- проведение общегрупповых и индивидуальных консультаций, обучение родителей  приёмам оздоровления детей;

- организация «Круглого стола» по обмену опытом оздоровления детей в домашних условиях.

Инновационная  деятельность педагогического коллектива ЦРР д/с № 57 «Ладушка» МДОУ г.Димитровграда Ульяновской области по теме «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».[7] Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных технологий здоровьесбережения, интерпретацией к реальным условиям, а также рационализацией, усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Важное значение в своей работе сотрудники  придают повышению уровня валеологической культуры родителей посредством проведения просветительской работы с родителями. Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников легло в основу Программы родительского университета. Был разработан методический материал к Программе родительского университета:

- Положение о клубе молодой семьи;

- План проведения заседания клуба;

- Положение о родительской гостиной;

- План проведения гостиной;

- Положение о круглом столе;

- План проведения круглого стола;

- Проект «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»;

- Анкета для родителей: «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни».

Интересен  и заслуживает внимания опыт работы  детского сада №4 «Буратино» р.п. Кузоватово, Ульяновская область. С 2008 года в рамках областной целевой программы развития инновационных процессов, педагогический коллектив ведет экспериментальную и исследовательскую работу по теме: «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста» Цель данного эксперимента - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в процессе интегрированного подхода в работе с родителями по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста. Основными задачами  коллектив считает: повышение уровня теоретических знаний и практических умений родителей в вопросах культуры здоровья; формирование осознанного отношения детей к ведению здорового образа жизни; вовлечение родителей в образовательный процесс. Используются  разные формы работы с семьей: традиционные формы (совместные праздники, экскурсии, посиделки, консультации, родительские собрания, беседы, дни открытых дверей и др.) и нетрадиционные формы (семейные клубы, читательские конференции, ток-шоу, мастер-классы, деловые игры, тренинги и др.).

Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад „Колокольчик“» р. п. Духовницкое Саратовской области на первое место ставит вопросы здоровьесбережения [5], формирования у детей потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье. В рамках взаимодействия с родителями по формированию у дошкольников потребности в ЗОЖ используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы.

Основным принципом ФГОС ДО  является сотрудничество организации ДОУ с семьей. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»  [26]. Педагогическая компетентность родителя (по Е. Рылеевой) - это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями и особенностями социальной ситуации семьи [24]. Высокий уровень компетентности родителей характеризуется осознанностью собственных представлений и задач, а также представлений о способах их реализации; адекватными ожиданиями от собственных усилий; умеренными и адекватными детским способностям притязаниям; объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка; осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития ребенка [26]. В связи с этим работа с родителями должна включать диагностическое (аналитическое и рефлексивное), образовательное, информационное, интерактивное направления и проводиться взаимосвязано с воспитательно-образовательной работой  по формированию у детей ценностей ЗОЖ, учитывая  что содержание Программы в образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС ДО включает овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».  В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.[26]

Таким образом, решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОУ. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду - одна из важнейших задач  всего педагогического коллектива. Для этого необходимо  выбирать наиболее нужные  направления в работе семьей:

2. Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.

3. Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания в семье и детском саду.

4. Усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различных поручений, заданий родителям.

5. Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.

6. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей.

  

 

 

Глава 2.

Организация педагогической деятельности в вопросе повышения компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

 

2.1. Определение уровня компетентности родителей по охране и укреплению здоровья детей.

 

В конце учебного года с родителями детей старшей группы была проведена диагностика по выявлению уровня компетентности в вопросе охраны и укрепления здоровья детей. Руководствовались мы методическими  разработками И.А. Анохиной, кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических технологий дошкольного и начального образований ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н Ульянова».[1,2,3,4]

Чтобы определить компетентность в вопросах здоровья, организовали посещение семей и опрос родителей. Анкета для родителей [8]:

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов. Это поможет нам в организации нового направления в работе детского сада «Формирование у дошкольников культуры здоровья».

1. Какого ребёнка можно назвать здоровым?

2. Назовите слагаемые ЗОЖ (Назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье ребёнка) .

3. Перечислите принципы рационального питания:

4. Придерживаетесь ли режима дня детского сада в домашних условиях?

5. Какие культурно-гигиенические навыки Вы формируете у детей?

6. Для чего нужны занятия физическими упражнениями?

7. Как вы закаливаете своего ребёнка?

8. Какие виды детского травматизма Вы знаете?

9. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о влиянии этих факторов на здоровье?

10. Какие вопросы, связанные со здоровьем вашего ребёнка, Вас интересуют?

Анкетирование на данном этапе показало следующий уровень просвещённости родителей в вопросах здоровья. Положительный ответ у 12 родителей и 8 отрицательных ответа

В ходе анкетирования было выявлено, что не все родители занимаются спортом, наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями считают: совместные спортивные праздники, открытые занятия (12 человек).

Из этого я сделала вывод, что родители готовы сотрудничать с детским садом и участвовать в совместных спортивных мероприятиях.

Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях. Родители имеют общие представления об укреплении здоровья детей и культуре здоровья, но нуждаются в обогащении знаний практическими рекомендациями (8 человек).

 

 

В ходе диагностики  я выявила, что часть родителей (40%)   малокомпетентны в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. К закаливанию относятся равнодушно, считая, что современные дети не подлежат закаливанию, т.к. от него они могут заболеть. Зарядку по утрам делают только в выходные дни, а в будние дни родители с детьми спешат в детский сад и на работу.

Большая часть родителей знают о пользе и роли физического развития для укрепления здоровья детей (60%). Было выявлено положительное отношение к питанию - большинство родителей не отвергают мнения о том, что питание играет немаловажную роль в  укреплении здоровья детей.

Таким образом, результаты анкеты  позволяют конкретизировать содержание работы с семьёй и определить тематику и направленность родительских встреч, консультаций, лекториев и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогает  наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Другим важным и действенным средством подъёма физической культуры семей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми: дни здоровья, дни открытых дверей, спортивные досуги и праздники, совместные походы.

 

2.2. Педагогическая деятельность по повышению компетентности родителей  по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

 

В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности по охране и укреплению здоровья детей были определены этапы взаимодействия с семьей в соответствии с требованиями ФГОС, содержанием программы «Детство» и методическими рекомендациями И.А. Анохиной.

На первом - аналитическом этапе определяется содержание работы на основе результата диагностики.

На втором, формирующем этапе, реализуются образовательное, информационное и интерактивное направления системы годового интегрированного планирования работы всех образовательных областей по повышению компетентности родителей, включающая разнообразные формы, которые реализуются параллельно в работе с детьми.  В реализации содержания образовательного компонента в работе с семьей обращали внимание на роль окружающих взрослых в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка и опирались на следующие образовательные моменты:

- раскрывать возрастные психофизиологические особенности детей разного возраста;

- объяснять родителям взаимосвязь образа жизни семьи и здоровья ребенка, важность формирования у ребенка положительного отношения к физкультуре, желания участвовать в оздоровительных мероприятиях;

- знакомить родителей с задачами физического воспитания детей в разные возрастные периоды и  возможностями семьи в их реализации;

- знакомить с факторами, положительно (режим, личная и общественная гигиена, эмоциональный комфорт, питание, закаливание, движения) и негативно (температурный и эмоциональный дискомфорт, перекармливание, вредные привычки  и др.) влияющими на здоровье ребенка;

- знакомить родителей с видами травматизма: бытовым, спортивным, транспортным, опасными социальными и экологическими ситуациями, способами их предупреждения и поведения в них; направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности;

- информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей дома, на даче, в лесу, у водоема, и о том, что они должны делать в непредвиденной ситуации; побуждать родителей к обсуждению с детьми проблемных ситуаций, для формирования моделей здоровьесберегающего поведения;

- убеждать родителей в необходимости совместной с ребенком деятельности по охране и укреплению здоровья:  проведении зарядки,  совместного катания на лыжах, коньках, велосипедах, участия в подвижных играх, элементарного туризма в  виде прогулок в  лес, в парк; совместного чтения художественной литературы, посвященной здоровью, просмотра художественных и мультипликационных фильмов и телепередач олимпийской, здоровьесберегающей тематики, создания физкультурного уголка дома и на даче;  покупки ребенку инвентаря для занятий физической культурой.

На третьем – рефлексивном этапе реализуется диагностическое направление с целью оценки результативности проведенной работы с семьей по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья дошколят.

Были использованы разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родителям давалась не только теоретическая информация, но и обучение  практическим навыкам по совместной деятельности с детьми в вопросах укрепления здоровья.

В работе с родителями воспитанников подготовительной к школе группы МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» мы регулярно проводили встречи с родителями. Встречи были организованы по заранее подготовленному плану в форме деловой игры, семинара-практикума, флеш-моба. Темы этих встреч были разные, но все они были направлены на повышение компетентности родителей  по вопросу укрепления здоровья детей. Например, проводились деловые игры на следующие темы: «О здоровье - всерьез!», «Цветок здоровья!», «Мы - за здоровый образ жизни!» Традиционно встречи начинались с приветствия двух команд родителей, которое настраивало всех на положительное эмоциональное общение. Основная часть таких встреч была насыщена творческими конкурсами. Например, в конкурсе «Здоровый ребенок» участники команд должны были познакомить и провести игру, которую можно организовать с ребенком на улице с командой-соперником. Такие деловые игры с родителями строились на принципах практической полезности, соревновательности, неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Встречи заканчивались награждением  команды-победителя, подвижными играми или обменом полезной информации об укреплении здоровья детей.

Также в течение года мы проводили Дни открытых дверей для родителей, где проводились совместные занятия с использованием интерактивной доски на темы здорового образа жизни. Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Для получения родителями достаточно полной информации по отдельным вопросам физического воспитания детей старшего дошкольного возраста им предлагались  различные информационные буклеты, памятки, рекомендации.

Кроме таких встреч проводили различные мероприятия в виде спортивных  конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», «Шахматные и шашечные турниры», «Веселые старты», матчи по волейболу между воспитателями и родителями детского сада, организовывали совместные катания на коньках во Дворце спорта «Лидер».

Специалисты и педагоги детского сада представляли родителям: практический видеоматериал «Веселая утренняя гимнастика»,  «Гимнастика после сна», где дети подготовительной к школе группы вместе с воспитателем показывали различные упражнения для того, чтобы быстрее проснуться и получить отличное настроение после сна; «Пальминги для глаз», где родители знакомились с упражнениями для профилактики зрения у дошкольников, рассказывали, как в домашних условиях изготовить своими руками уголки для зрительной гимнастики, как можно создать мини-программку для зрительной гимнастики с помощью ИКТ-технологии. От учителя – логопеда родители получили памятки «Как правильно проводить артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику».

Стало традицией участие детей и родителей в  спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и  на муниципальном уровне: «Спартакиада» (среди детских садов Заволжского района), традиционная весенняя районная эстафета, участие в региональном агитпоезде «За здоровую, счастливую семью». После таких мероприятий мы с гордостью оформляли стенд в центральном холле детского сада «Наши спортивные успехи», «Наша спортивная семья», «Агитпоезд «За здоровую, счастливую семью»». Данная форма работы способствует повышению интереса детей и родителей к физической культуре и спорту, к выполнению  физических упражнений, к утренней зарядке, настраивает на здоровый образ жизни.

С целью профилактического оздоровления дети и родители с удовольствием посещали соляную пещеру лицея, где целебный (почти как на море!) воздух благотворно влиял на дыхательную систему и препятствовал возникновению и развитию остро-респираторных и бронхо-лёгочных заболеваний.

Родители отметили, что все эти мероприятия, которые были направлены на формирование здорового образа жизни детей и родителей, стимулируют двигательную активность детей, помогают строить положительные эмоциональные семейные отношения. Эффективность таких мероприятий подтверждается снижением количества случаев заболеваний у детей. Кроме того, положительная динамика прослеживается и на уровне сформированности  двигательных умений. Мы уверены, что семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу.

В процессе взаимодействия с семьей, родителям были даны рекомендации, способствующие формированию у ребенка положительного отношения к физкультуре,  в проведении совместной  зарядки.

Благодаря взаимодействию,  большинство родителей со временем поняли, что их привлечение  в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и  для развития их собственного ребёнка. Родители помогали изготавливать нестандартное оборудование для спортивных уголков, для спортивных праздников и развлечений.

Педагогическая рефлексия родителей - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.

Таким образом, родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей, по укреплению их здоровья. Родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в дальнейшем (вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах, соревнования).

 

 

 

2.3. Результативность взаимодействия с семьей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

 

В конце воспитательно-образовательной деятельности по взаимодействию с семьей было проведено повторное анкетирование по той же форме, что в начале работы.

Результаты анкеты показали, что значительная часть родителей положительно относятся к содействию с дошкольным учреждением в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Проявляют компетентность в вопросах закаливания, зарядки в режиме дня, прогулки в разные погодные условия. Родители проявляют интерес и поддержку дошкольному учреждению в вопросах правильного питания.

Для определения результативности работы был проведен сравнительный анализ входной и итоговой диагностики, проведенной в форме анкетирования.

 

 

 Анализ сравнительной диагностики показал, что в процессе взаимодействия с родителями произошла существенная динамика положительного отношения родителей к охране и укреплению здоровья детей – на 30%.

Таким образом, цель работы по повышению компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей  была достигнута в процессе взаимодействия и сотрудничества с дошкольным учреждением.

 

 

 Заключение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования. Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Исходя из этого,  целью моей работы с родителями стало: повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Для достижения этой цели мною  были определены следующие задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме повышения уровня компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей по ФГОС ДО.

- отобрать диагностический материал и определить уровень компетентности родителей  вопросах охраны и укрепления здоровья детей, проследить ее динамику.

-  проанализировать и дополнить систему работы с родителями по повышению компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

 

Изучив базовые и парциальные программы нового поколения по ФГОС ДО, а также  передовой  опыт работы детских садов города Ульяновска и Ульяновской области  по проблеме приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни,  были определены этапы взаимодействия и формы работы  по повышению  компетентности  родителей в  вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

В практической части была проведена диагностика в форме анкетирования, результаты которой показали уровень компетентности по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в начале педагогической деятельности и в конце. По итогам результатов была проведена сравнительная диагностика, которая выявила динамику развития компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста на 30%.

В процессе взаимодействия были реализованы следующие формы работы:

деловые игры, семинары-практикумы с родителями, Дни открытых дверей, совместные открытые занятия с использованием интерактивной доски на темы здорового образа жизни, спортивные праздники и развлечения, матчи воспитателей и родителей по волейболу, спортивные мероприятия на муниципальном уровне с участием детей и родителей, походы в соляную пещеру лицея  и Дворец спорта «Лидер».

 

Из вышесказанного следуют выводы.

Эффективными условиями повышения компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются:

поддержание «обратной связи» ДОУ и семьи;  «живой» интерес педагога к успехам каждого ребёнка; пробуждение мотивации самих родителей к воспитанию здорового ребенка; сочетание разных форм взаимодействия  всех сотрудников ДОУ и семей воспитанников; построение отношений с родителями на основе принципов открытости, доверия, сотрудничества, взаимодействия; привлечение родителей к участию в оздоровительном и воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребёнка, адекватно оценить его развитие.                  

 

Литература:

 

1.                Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации/И.А.Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80с.

2.                Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации/И.А.Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 100с

3.                Анохина И.А. «Система оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении». Методическое пособие - Ульяновск, 2005г. - 36 с

4.                Ано­хина И.А., Кув­ши­нова И.И., Тка­чева И.В.  Ин­тегри­рован­ный под­ход в ра­боте с семьёй по фор­ми­рова­нию куль­ту­ры здо­ровья у де­тей дош­коль­но­го воз­раста: ме­тоди­чес­кое по­собие. В 2ч./ч.1 отв. ре­дак­тор И.А.Ано­хина.- Ульяновск: УИПК­ПРО, 2012-60с.

5.                Ануфриева И.В. «Как организовать с родителями семинар-практикум».- [электронный ресурс] – режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-viktorovna-anufrieva/

6.                Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 213с

7.                Аксянова Ф.Р. Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. – [электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/20

8.              Багманян М. М. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru

9.              Григорян О.В. Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи. – [электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/12

10.          Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с.

11.          Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321с

12.         Закон «Об образовании в Российской Федерации» 21 декабря 2012 г

13.          Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2014.-161с

14. Кочеткова Н.Р. Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни. – [электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/11/10

15. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р

 16. Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.

 17. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

18.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 - с.

19. Основная образовательная программа дошкольного образования Тропинки / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 592 с.

20. Основы физического воспитания в дошкольном детстве. (Парциальная программа) Под редакцией И.А.Винер-Усмановой. Москва, 2013 г.

 21.  Полтавцева Н.В.Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: монография/ Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М. : Флинта, 2011 – 262с.

22. Примерная основная образовательная программа дошкольного П75 образования «Мозаика» /авт.-сост.В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с.

23. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014 – с.

24.  Рылеева, Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями Текст. / E.B. Рылеева, JI.C. Барсукова // Управление ДОУ. — 2004. — № 3. -С. 85-89.

25. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.

26. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «Об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ  от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва