Экологическое путешествие "В гости к пернатым соседям, крылатым друзьям"

Кильсеева Елена Геннадьевна, ведущий библиотекарь

МБУК г.о. Самара "ЦСДБ" библиотека-филиал № 25

г. Самара


(Звучит запись птичьих голосов)

Покормите птиц зимой!                                 А ведь в нашем сердце есть
Пусть со всех концов                                      И для птиц тепло.
 К вам слетятся, как домой                             Разве можно забывать:
Стайки на крыльцо.                                         Улететь могли,   
Не богаты их корма.                                        А остались зимовать
Горсть зерна нужна,                                        Заодно с людьми.
Горсть одна, -                                                   Приучите птиц в мороз
И не страшна будет им зима.                          К своему окну,
Сколько гибнет их - не счесть,                       Чтоб без песен не пришлось
Видеть тяжело.                                                 Нам встречать весну.

Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали  Праздник птиц. Теперь он отмечается 1 апреля. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.)

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило,

Ручейки на улице все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают и летят, и летят...

Расцвели подснежники да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди.

А землица-матушка, уроди, уроди.

Ребята! А какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущая: Правильно, весна. И именно весной мы проводим викторину, посвящённую нашим друзьям… А вот каким отгадайте:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

(Птицы.)

Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, потому что именно 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. Они дороги нам как часть природы нашей Родины.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых и мышей, разносят семена.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

 

Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан.

- Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри.

1.конкурс«Загадочный».

Каждой команде будут загадываться загадки.

1.    Эта хищница болтлива,                      

       Воровата, суетлива,

       Стрекотунья белобока

       А зовут её …….. (сорока)

2.    Я по дереву стучу,

       Червяка добыть хочу.

       Хоть и скрылся под корой

       Всё равно он будет мой. (дятел)

3.   Спинкоюзеленовата

       Животиком желтовата,

       Чёрненькая шапочка

       И полоска шарфика. (синица)

4.    Я весь день ловлю жучков,

        Уплетаю червячков

        В тёплый край я не летаю,

        Здесь под крышей обитаю

       Чик-чирик, не робей,

        Я бывалый … (воробей)

5.     Окраска сероватая

        Повадка вороватая

        Крикунья хрипловатая,

        Известная персона

        Это ж я …(ворона)

6.     Ну а я, не зная сна

        Ловлю мышей допоздна

        Даже шорох лёгкий слышу

        Не уйти, пожалуй, мышке. (сова)

7.В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится, –

Не орел, – а все же птица!

(Воробей)

8.На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

9.Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (Сорока)

10.Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, его боюсь.

Кто это? … (Гусь)

11.Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клест)

12.Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!»

(Дятел)

13.Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

14.Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Снегирь)

15.Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

16.Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

(Цапля)

17.В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут.

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

2. конкурс«Вопрос-ответ».

1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде.

2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом.

3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком.

4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси.

5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом.

6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля.

7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда.

8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса.

 

3. конкурс«Пословицы и поговорки».

Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди.

Например:

1.Одна ласточка весны не делает.

2.Грач на горе, весна во дворе.

3.Всяк кулик своё болото хвалит.

4.Всякая птичка свои песенки поёт.

5.Ласточка день начинает, а соловей кончает.

6.Синичка невеличка, а птичка.

7.Болтлива, как сорока.

8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

4. конкурс«Конкурс капитанов».

Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания:

Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами.

Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами.

- А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали ,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы.

Игра «Птичий язык».

- А теперь поиграем!

Воробей - чирикает,

Кукушка -…

Сорока - …

Ворона - …

Голубь - …

 Курица - …

Утка - …

Соловей - …

- Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание.

Пятый конкурс «Птицы в сказках».

1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (Курочка Ряба)

2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (Жар-птица)

3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц. (Дикие лебеди)

4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота? (Ласточка)

5. С какой птицей дружил Винни Пух? (Сова)

6. В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедь)

7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая? (Голуби)

8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых? (Аист)

6. конкурс«Поменяй букву».

Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц.

Палка (Г)                                  Корона (В)

Капля (Ц)                                  Врач (Г)

7.конкурс«Из чего строят птицы гнёзда?»

Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья), на экране показываются птичьи гнезда.

8. конкурс«Охрана птиц».

- Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки)

 

Нашепутешествие подошло к концу, наградим наиболее активных игроков!