Автоматизация и дифференциация шипящих звуков в речи ребенка

Черемных Лариса Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ г.Иркутска детский сад № 126

г.Иркутск


 

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось привлечь Ваше внимание к теме автоматизации и дифференциации шипящих звуков в речи ваших детей. Давно известно, что совместная, слаженная работа педагогов и родителей помогает детям преодолеть трудности, связанные с речевыми дефектами и является залогом дальнейшей успешной  учебы  ребенка  в  школе.

Все вы, конечно, любите своих детей, радуетесь их успехам и огорчаетесь, если что-то получается не так, как бы вам хотелось. Вот и сейчас, когда у большинства ваших детей, наконец,  появился долгожданный звук (Ш), вы замечаете, что ребенок проговаривает его легко и успешно, пока находится под вашим контролем. Но стоит вам отвлечься, перестать акцентировать внимание на новом звуке, ребенок начинает выговаривать его по прежнему, или идти по компенсаторному пути, - заменять на звук, близкий по звучанию.

Обычно дети начинают путать произношение звуков (С) и (Ш). А бывает и так: - ребёнок начинает вставлять новый  звук  везде, где он  нужен и где не нужен.Вот почему при формировании у  детей навыков  правильного звукопроизношения  должен соблюдаться ряд общих требований.

Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука  необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

1. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие формируемого звука.                                                                                                                                    2. Для укрепления мышц языка применять необходимый комплекс артикуляционной гимнастики.

3 Автоматизировать новый  для ребенка звук  на материале слогов,  слов, предложений.

4. Дифференцировать  формируемый   и смешиваемый  звук в произношении.

 

Таким образом, для того, чтобы  исправить речь ребенка, имеющего речевые нарушения, необходимо пройти несколько этапов логопедической работы, одним из которых  является  этап дифференциации поставленных звуков.

Мне бы хотелось привлечь ваше внимание именно к этапу дифференциации, основная задача  которого  заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи поставленного  звука,  без смешения его со звуками,  близкими по артикуляции  или по акустическим признакам.

Это достигается путем специальных упражнений  и игровых  приемов. Советую вам обратить пристальное внимание  на те слова, в которых встречаются оба смешиваемых звука: ( С) и (Ш). Например, попросив ребенка проговорить слова – ( старушка, смешная, пушистая, шустрая и т. д.), вы заметите, как трудно ему будет справиться с этой задачей, ведьво всех этих словах встречаются те самые два звука, которые дети не могут пока правильно произнести без специальных упражнений. Постарайтесь привлечь внимание ребенка к положению языка в момент произнесения каждого из этих звуков: - на звук (Ш) язычок поднимается вверх-( покажите его положение с помощью жеста – соберите ладонь в форму «чашечки» и поднимите ее вверх. Аналогично проанализируйте положение языка в момент проговаривания звука (С). Обратите внимание ребенка на то, что теперь язычок опускается вниз и прячется за нижние зубки. Объяснение сопровождайте показом кисти руки. Затем повторно проработайте слова, в которых встречаются оба проблемных для ребенка звука ( С) и (Ш) и попросите ребенка сопровождать каждое слово показом движения руки: - на звук (Ш) ладошку поднимаем вверх, а на звук (С) пальчики ладони опускаем вниз. Вы сразу почувствуете результат от проделанной работы! У ребенка появится самоконтроль за положением языка, он будет внимательно вслушиваться во все звуки и,конечно, испытывать чувство радости от успеха! А это побуждает ребенка к новым достижениям !

С самого начала работы над звуком необходимо развивать у  детей  слуховой самоконтроль. Для этой цели полезно привлекать внимание ребенка  к искаженному  произношению звука  и предлагать сравнивать его с правильным.  Целесообразно, чтобы взрослые ( мама, бабушка, дедушка  или папа), иногда  имитировали  искаженное  произношение  звука, а ребенок  сравнивал  бы  оба варианта и  воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости  вслушиваться в свою речь, в то, как они произносят звуки - для приобретения навыка самоконтроля.

Помощь со стороны родителей на этом этапе просто незаменима! Ребенку необходим полный контроль речи в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять.Именно этим и будет обеспечена автоматизация или дифференциация звука, причем, в самый короткий срок!

 

Следует помнить и о том, что сложность речевого материала должна нарастать постепенно. Чтобы добиться положительного результата, не утомляйте своего ребенка. При первых признаках усталости переключите его внимание на что- то другое, дайте возможность отдохнуть и собраться с силами. Помните, что самый главный секрет  успехов вашего малыша – это позитивные эмоции, радость от совместной работы в кругу семьи, вместе с близкими и дорогими для него людьми, которые искренне радуются всем его успехам, пусть даже самым маленьким, но таким нужным на пути взросления!