Проект по экологии "Сохраним природу вместе"

Шифанова Евгения Игоревна, воспитатель

МБДОУ"Комаровский детский сад"

Нижегородская область, Богородский район, п.Кудьма


Вид проекта:научно-познавательный

Продолжительность проекта:долгосрочный

Участники:родители, дети, воспитатели.

Актуальность: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливои бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – важный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему миру, формируется основы нравственно-экологической позиции личности. Актуальность обусловлена важной ролью проектной деятельности в повышении уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Цель:формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

 

Задачи проекта: 1.Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

2.Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

3.Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

 4.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 1.Проявление у детей интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.

 2.Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.

3.Проявление бережного отношения к природе.

4. Формирование у детей элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе.

Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к успешному обучению в школе.

Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в 3 этапа.

1 этап – Подготовительный: ( сентябрь)

   Цель: Найти и изучить необходимую для проектной деятельности информацию; собрать необходимый материал; диагностическое изучение.

1. Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

2. .Подбор программно методического материала по направлению работы.

3. Сбор картотеки дидактических игр по теме.

4.Создание картотеки подвижных игр по теме.

5.Создание картотеки опытов.                        

6. Работа с родителями: консультации, изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию;

 

2 этап – Основной (сентябрь  – май)

   Цель: Проведение работы, необходимой для реализации основного содержания проекта.

2. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

3.Цикл бесед на тему «Наш дом – природа», «Как мы будем беречь нашу планету».

4.Чтение литературы экологической направленности.

5.Экологическиеигры «Реки, озера, леса, города», «Что это такое», «Замысловатые вопросы».

6. Создание фотовыставки «Я – часть природы» (экскурсии в природу, игры на прогулке).

7. Экспериментально-опытническая деятельность.

8. Совершенствование развивающей среды.

9. Проведение природоохранных акций: «Очистим природу», «Сохраним деревья», «Поделись семенами», «Огород на окне», «Сохраним город чистым».

10. Консультация для родителей: « Сохранность водоемов».

11. Организация птичьей столовой.

12. Анализ картин с изображением загрязненной и чистой природы.

13. Обсуждение – рассуждение на тему: Почему нельзя загрязнять природу.

14.  Моделирование: макет  чистой и загрязненной природы.

15. Проведение книжных выставок.

16. Слушание звуков природы.

17. Подвижные игры: «Птицы, рыбы, звери», игра с мячом «Я знаю»,

18. Создание совместно с детьми  дидактической игры «Что можно делать в природе, что нельзя», «Угадай, что в руке»,

19. Аппликация «Чистый лес».

20. Рисование «Каким мы видим нашу будущую планету».

21. Конструирование из природного и бросового материала, изготовление домиков и кормушек для птиц.

22. Изготовление памяток «Как беречь природу».

3 этап – Завершающий (май )

   Цель: Обобщить систему работы по формированию кругозора дошкольников через ознакомление с природой.

1 Анализ и обобщение результатов работы по экологическому проекту "Сохраним природу вместе"- ООД «Сохраним природу вместе»

2. Творческий отчет по проекту.

 

Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является важной частью  работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями можно решить главную задачу: воспитание экологически грамотного и развитого человека. В реализации данного проекта родители проявляли свою активность, привлекались к совместной с детьми трудовой деятельности, участвовали в акциях «Посади дерево», «Сохраним дерево», «Очистим окружающий мир», создавали совместные плакаты. Дети вместе с родителями рисовали дома карточки, где изображали, что можно делать с природой, а что нельзя. Далее из собранных картинок мы сделали дидактическую игру по экологии.

В процессе работы с детьми использовались, игры, наблюдения, беседы, чтение экологических сказок, энциклопедий, справочников; прослушивание музыки. У детей был отмечен высокий уровень заинтересованности, яркие эмоциональные  проявления по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели. Дети охотно делились своими впечатлениями об исследуемом объекте, активно проявляли познавательный интерес в проектной деятельности. Данная проектная деятельность помогает детям больше узнавать окружающий мир и методы его сохранения.

 

В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребенок имеет возможность развивать самостоятельность, целеустремленность, инициативность, настойчивость в достижении цели, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.

 Мы подготовили и проводим цикл бесед по экологическому воспитанию, изучаем правила поведения в природе: «Как сохранить воздух чистым», «Как сохранить воду чистой», «Как сберечь природу», «Как помочь нашим зеленым друзьям», «Как подкармливать птиц» и т.д.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:

Представленный проект по экологическому воспитанию «Сохраним природу вместе» стал системообразующим звеном, лежащим в основе экологического воспитания детей. Данная работа позволяет усовершенствовать деятельность по улучшению окружающей среды. Каждый этап работы  был обновлен и дополнен. У детей развивается понимание, взаимосвязь с природой и место человека в ней. Увеличилось количество родителей, участвующих в жизни детского сада и своей группы.

 В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие  нравственных качеств дошкольника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Список используемой литературы.

1.    Николаева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для  воспитателей детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.

2.    Вераксы Н.Е, Вераксы А.Н Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.

3.    Программа «От рождения до школы» /Под ред. М.Е.Вераксы, М.А.Васильевой,  Т.С. Комаровой. – М, 2014

4.    Использование проектной деятельности  в  воспитании дошкольников (в рамках реализации ФГОС): материалы регионального семинара –практикума/ Под ред. Т.Ф.Бабыниной, М.С. Бадретдиновой, И.Г.Гусевой. – Казань: редакционно-издательский центр «Школа», - 2015.

 

5.    Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду». – Волгоград: Учитель, 2015.