Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста

Пупыгина Любовь Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Комаровский детский сад"

Нижегородская область, Богородский р-н, пос. Кудьма


 Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид совместной деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

 

         Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

 

Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

• По содержанию;

• По составу участников;

• По месту проведения;

• По способу передвижения;

• По форме проведения.

 

 

 

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

• Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

• Военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи;

• Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

• Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

• Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

• Литературные;

• Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

• Городские (обзорные и тематические);

• Заочные (видеосюжеты);

• Загородные (автобусные и пешеходные);

• Музейные.

Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, развивает творческое отношение к миру. Сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

 

- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

 

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

 

- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

 

- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

 

Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, родному городу, краю. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, картин вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.