Применение идеи интеграции в дошкольном образовании в свете внедрения ФГОС ДО

Елкина Людмила Геннадьевна, воспитатель высшей категории

МБДОУ Д/с № 136 "Полянка"

г. Ульяновск


 Идея интеграции в обучении берёт свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. "Собственно интеграция" означает "объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания".                             

О.П.Петрова и А.В.Петров предлагают авторскую интерпретацию понятия "интеграция" - в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание на специфику этих понятий и отдавая приоритет межпредметным связям. Они отвечают: "Интеграция наук - это процесс и результат построения такой целостности, которая создаётся путём закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей, а "интеграция содержания образования - процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленная дидактическим отображением природных связей и отношений, т.е. межпредметными связями".

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции даётся В.С.Безруковой, рассматривающей её в виде: принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);

процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата);

результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимность друг с другом, например интегрированная образовательная деятельность).

Таким образом, интеграция - системное образование, объединяющее: -интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции;

-интеграцию-процесс;

-интеграцию-результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определенного интегрального "продукта" и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной - с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, что приводит к уплотнению и концентрации знаний, расширению эвристических и познавательных способностей.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Передовой практический опыт показывает, что интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Деятельность интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: -социальные, в том числе нравственно-этические;

- эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно¬эстетические;

- логико-математические;

- естественнонаучные.

Интегрированная деятельность, построенная на основе тематического принципа, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются в этом виде деятельности; у детей проявляется особая широта интересов - что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Таким образом, деятельность интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

- у детей формируется познавательный интерес, и образовательная деятельность дает высокую результативность;

 - переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

 - деятельность интегрированного характера объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

 - такая деятельность способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

- деятельность интегрированного характера помогает освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.