Конспект занятия: "Мини-музей хлеба"

Аристова Светлана Валентиновна, воспитатель

МБДОУ №138

г.Липецк


Программные задачи:

– познакомить детей с важностью и значением музеев для города и людей;

– расширить знания детей об истории появления хлеба как продукта питания;

– уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба (зерновых культур), об орудиях труда, которые необходимы для подготовки почвы и сбора урожая в древние времена;

– закрепить правила поведения в музее;

– развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;

– расширять словарный запас: экспонат, экскурсовод, пшеница, рожь, зерновые культуры, соха, серп, цеп, коса, вилы;

– воспитывать интерес к жизни людей в давние времена.

 

Ход:

– Ребята, я вам принесла загадочную коробочку. И только я знаю, что в ней находится. 

– Вам интересно? 

– В ней находится «чудо земли». Дам вам подсказку.

 

Загадка

– Отгадайте легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет. (хлеб)

– Давайте назовем его ласково – хлебушек, хлебушко.

– В народе говорят «хлеб – всему голова».

– Для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны три силы: земля, солнце, труд. 

– Мы с вами много беседовали о том, как люди выращивают хлеб, какую технику и орудия труда используют. На поля выходят трактора, сеялки, комбайны, а вот как люди выращивали хлеб в старину, вы не знаете, ведь раньше не было таких машин, хотите узнать?

– Тогда…

– Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Нам долго выбирать не нужно место,

Мы дружно отправляемся в музей.

– А что такое музей? Музей – хранилище различных предметов (экспонатов), документов, фотографий, которые связаны с историей нашего города и области. В нашем городе есть разные музеи: исторический, музей искусств, художественные галереи, а также есть специализированные музеи: природы, воды, хлеба.

– Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (экскурсовод)

– Разрешите мне быть сегодня экскурсоводом, а вы, ребята, будете посетителями музея. Я вас приглашаю в наш мини-музей хлеба.

– Давайте с вами вспомним правила поведения в музее. (ответы детей)

– Сегодня я расскажу о том, как выращивали хлеб в старину, какие орудия труда были. 

– Когда-то древние люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Они ходили по полям и лесам, собирали съедобные травки, корешки, плоды, чтобы не умереть с голоду, пробовали жевать зёрна, и они пришлись людям по вкусу. Тогда-то и начали они выращивать хлебные злаки, но ведь для этого были необходимы орудия труда. Древние люди стали изготавливать их из деревьев, а немного позже появились и железные орудия труда. Землю пахали деревянной сохой, а затем железным плугом, который тащила лошадь. Потом землю причесывали, т.е. приглаживали землю бороной. День сева был самым праздничным днём, люди надевали нарядную одежду, вешали на себя лукошко с семенами, которые разбрасывали в землю.

 

Физкультминутка «В землю зёрнышко упало»

– В землю зёрнышко упало,

Подрастать на солнце стало.

Дождик землю поливал,

Колосок всё подрастал.

Вдруг весёлый ветерок

Закачал наш колосок.

– Вы немного отдохнули, давайте продолжим нашу беседу.

– Когда созревали зерновые культуры, люди брали в руки косы, серпы, вилы и убирали с полей зерно. А потом с помощью молотила и цепы выбивали зерно из колоса (рассматриваем орудия труда).

– Затем зерно везли на мельницу. Вот как трудно выращивать хлеб. 

– Хлеб – главное богатство на все времена, и его нужно беречь и помнить, чтобы вырастить урожай зерновых надо много трудиться, любить родную землю, беречь её, ценить труд хлебороба.

(На столе тарелочки с зерном).

– Чтобы зерно поделилось с нами энергией солнца, подарило нам бодрость и здоровье, возьмите в руку щепотку зёрнышек:

– пересыпьте из одной руки в другую;

– пересыпьте на одну ладошку, и каждым пальчиком другой руки надавливаем на зёрнышки;

– потрём ладошку об ладошку;

– разделите зерно на две ладошки, сжимаем и разжимаем кулачки;

– ссыпаем зёрнышки на одну ладошку, а затем в тарелочку.

– Вот наши ручки и разогрелись.

– А теперь посмотрите, у вас на столах лежат листочки с изображениями древних орудий труда (коса, серп, вилы, цеп).

– Вы должны будете их дорисовать, а затем эти картинки мы подарим детям другой группы, в которой пока нет такого музея о хлебе.

– Ребята, вам понравилась сегодня экскурсия по мини-музею? (ответы детей)

– Нужны ли нам такие мини-музеи? (ответы детей)

– Ребята, а теперь я приглашаю отведать душистый и мягкий хлебушек, который приготовила для вас.