Использование зрительной гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Карпенко Екатерина Владимировна, учитель-дефектолог

Кирякина Елена Николаевна, воспитатель

Банникова Галина Анатольевна, воспитатель

Петрова Клавдия Владимировна, воспитатель

Терехова Елена Викторовна, воспитатель

Пятина Марина Сергеевна, воспитатель

МАДОУ №221

г.Кемерово, Кемеровская область

 


Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Значительную часть времени пребывания детей в нашем дошкольном учреждении составляет лечебно – восстановительная и коррекционно – педагогическая работа. Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения применяются специальное аппаратное офтальмологическое лечение. Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз.

Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Так как в период лечения ребёнок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у таких детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников.

В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие становится неполным, интерес снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает. Мышцы глаз всё время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.

При использовании гимнастики для глаз организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости. Начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную систему.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Но дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Гимнастика  для глаз в стихах не только замечательный способ отвлечь ребёнка от переживаний и сомнений и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день.

Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной  активностью ребёнка. Выполнение движений глаз с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребёнок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные

образы с соответствующим текстом.

Достоинство гимнастики в стихах заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, но они полностью окупаются возросшим объёмом внимания, сохранением и укреплением здоровья детей.

Таким образом, через зрительную гимнастику мы «обучаем» глаза детей хорошему видению.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушением зрения не только основа успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности, но и охрана, улучшение зрения.

Зрительная гимнастика – составляющая часть этой работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребёнка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей.

При проведении зрительной гимнастики мы используем опорные картинки по лексическим темам с авторским художественным словом (Приложение 1).

 Дети отслеживают движение лазерной указки, от картинки

к картинке. При этом упражняются глазодвигательные функции зрения. Работа на вертикальной плоскости позволяет предупредить возникновение нарушения осанки.

 

Приложение 1

Зрительная гимнастика по теме «Дикие животные»

В Новый год в лесу под ёлкой,

                                    повстречали звери волка.

                                     Вот какие чудеса –

Медведь, заяц и лиса. 

Там танцуют хоровод,

                                     потому что Новый год!

Зрительная гимнастика по теме «Дикие животные»

                                     Вот какие чудеса –

                                     заяц, волк, ну и лиса.

                                     Колобка ведь не поймали,

                                     в лес все быстро убежали.

                                     И совсем не смог успеть

косолапый наш медведь.

Зрительная гимнастика по теме «Домашние животные»

Домик наш устроен ловко,

                                      в нём и лошадь и коровка,

                                      ещё места есть немножко

                                      там собачка есть и кошка.

 

 

                  Зрительная  гимнастика по теме «Игрушки»

                                   Здесь, под солнышком игрушки,

                                   деткам разные подружки.

                                    пирамидка, мячик, кукла,

                                    а ещё мы все немножко

поиграем – ка с матрёшкой.

                  Зрительная гимнастика по теме «Овощи»

                                    Овощи мы любим крепко:

                                     помидор, огурчик, репку

                                      и кладём в корзину ловко

                                      очень сладкую морковку.

Зрительная гимнастика по теме «Фрукты»

Детки любят очень любят кушать –

                                     апельсин, бананы, груши,

                                      ещё в корзинке главное -

                                      это яблочко румяное.

                    Зрительная гимнастика  «Колобок»

Колобок румяный бок

                                       в лес вдруг убежал.

В том лесу наш колобок

зверюшек повстречал.

Первым встретился зайчишка,

                                      а потом медведь.

Колобка, скажем медведю

обижать не сметь.

Колобок совсем один

                                       в лесу том оказался.

С волком там наш колобок

                                        взял и повстречался.

Колобок наш молодец

                                        вот такой он удалец!

Хоть ещё совсем он мал,

                                       он от волка убежал.

Были дальше чудеса

                           встретилась ему лиса

                                        колобок мал, да удал

                                        от лисички убежал.

Деда с бабушкой любимой

наконец он повстречал!

 

 

 

 

 

 

Зрительная гимнастика с использованием разных картинок

А под солнцем грелась ловко

                                     наша божия коровка.

                                     Быстро собрались в полёт.

                                     бабочка и самолёт.

                                     А ещё  посмотрят детки

 

                                      как снегирь сидит на ветке.