Мастер-класс "Мыльные фантазии"

Васильева Ольга Николаевна, воспитатель

МБДОУ №31

г.Гатчина, Ленинградская обл.


Цель: развитие у дошкольников интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

Задачи:

 

-       Учить выделять свойства и качества мыла (ароматное,твердое,пенится,образует множество пузырьков) .

-       Развивать познавательный интерес у дошкольников  к поисково-исследовательской деятельности.

-       Воспитывать потребность к чистоте.

-       Развивать психические процессы: память,внимание,мышление.

 

Активизация словаря:микробы,лаборатория,ароматизатор,жидкое мыло.

 

Виды деятельности: двигательная,коммуникативная,познавательная.

 

Форма организации: совместная деятельность с элементами эксперименти- рования.

 

Интеграция ОО: : «Познавательное развитие «,«Речевое развитие, 

« Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие».

 

Форма реализации детских видов деятельности:создание игровых ситуаций и реализация в них познавательной деятельности.

 

Оборудование и материалы:

-демонстрационный : видеозапись «Фиксики-микробы» жидкое мыло,кусковое мыло,алгоритм изготовления мыла,схема проведения опыта,мыльные пузыри,коктейльная трубочка,аудиозапись «Поезд» ,«Пузырь»,гуашь разного цвета,

-на каждого воспитанника:  стаканчик  с основой мыла,формочка,палочка деревянная ,краситель,ароматизатор,бутылка пластиковая с махровым носком,тарелка,поднос,лодочка,тазик с водой,пипетка с жидким мылом.

 

Правила безопасности и жизнедеятельности детей:

-опыты проводить под наблюдением взрослого;

-во время проведения опытов быть внимательными и аккуратными.

 

Ход мастер-класса.

1.Вводная часть.

Педагог встречает детей .

Педагог: Давайте скажем всем здравствуйте и подарим им свои улыбки.

Реята,я предлагаю вам отправиться на экскурсию в музей занимательных наук.. Этот музей необычный, в нем  каждый может принять  участие в опытах и экспериментах, и  в нём постоянно происходят какие- то чудеса.

2.Основная часть.

 Воспитатель:В музее  есть несколько  залов, и сейчас  мы находимся  с вами  в первом  зале. В этом зале мы можем посмотреть  познавательный мультфильм «Микробы»

https://www.youtube.com/watch?v=-EpH6MzMHsc

А чтобы не было микробов,что нужно делать?

Дети:мыть руки мылом..

Как вы думаете,можно сделать мыло самим.?

 Тогда мы с вами посетим  следующий зал, «Лаборатория  мыловарения»

Прежде чем мы пойдем в лабораторию,давайте вспомним технику безопасности

(ничего на язык не пробовать,не мешать соседу,не кричать,быть внимательными)

Для приготовления мыла,нам потребуются , мыльная основа (показываю)

 краситель,ароматизатор.

И конечно формочки для мыла.

(Выставляю алгоритм изготовления мыла.)

Девочки,вы с каким формочками хотите работать? А мальчикам остались формочки-елочки.

И так приступим к работе .Берем основу, А чтобы мыло получилось цветным,что мы должны сделать?(краситель добавить)

А чтобы мыло ароматно пахло,что мы должны добавить?

Дети:ароматизатор

Воспитатель:добавим,краситель,ароматизатор,все хорошо перемешиваем палочкой и выливаем в форму.

      Пока наше мыло будет застывать,я предлагаю вам отправиться в следующий зал «Мыльные фантазии» а полетим мы с вами туда на мыльном пузыре.Сделаем красивый круг.

Мп/и  под музыку «Пузырь»https://ipleer.fm/q/игра+пузырь/

Здесь я вас научу,как делать пышную красивую  пену.На бутылке махровый носок,в тарелке жидкое мыло.Ачтобы фокус удался,мы проведем дыхательную гимнастику.

Положите ладошку на животик,посмотрите как я делаю,носом делаю глубокий вдох,у меня живот как надулся,а теперь делаем медленный выдох ртом и произносим звук с-с-с длинно ладошка провалилась в животике.

Закон физиологии дыхательной системы гласит,длительный выдох стимулирует глубокий вдох.

Нам важно развивать в дошколном возрасте диафрагмальное дыхание,т.к. Дети дышат поверхностно,отсюда частые респиратурные заболевания.

Опыт №1 «Делаем пену » 

 А теперь опустите  бутылочку  с носком в мыльный раствор,делаем глубокий вдох носом  и  длинный длинный выдох ртом.

А я полюбуюсь,у кого дорожка длинне получится.

Аня,а почему у тебя дорожка получилась желтого цвета?

Дети:добавили краску

Воспитатель:Артем,а у тебя какой длинный выдох получился,какая длинная дорожка у тебя!

Ребята,получился у нас фокус?

Ребята,а как вы думаете,почему образуется много пузырьков?

Вывод:Мыло  пенится, образует много пузырьков.

Сейчас мы с вами поиграем, в игру ,я буду пускать мыльные пузыри,а вы их ловить.

Почему лопаются пузыри?

Вывод:Тонкая пленка  у пузыря.

Опыт №2 А теперь я вам покажу фокус? Пузырь проткнуть трубочкой(смоченной в мыльном растворе) как вы думаете,почему не лопнул пузырь

 Вывод:при соприкасании двух мыльных растворов происходит сцепление частиц.

Опыт №3 «Лодка с мыльным двигателем»

Ребята,сейчас мы с вами попробуем  запустить лодку с мыльным двигателем. У меня есть  схема,как провести этот эксперимент,но я что-то ничего не могу понять,может вы мне поможете?

Предлагаю детям самим  по схеме провести опыт.Обсудить с детьми,что и как они будут делать.

Наполнить тазик водой.  Положить лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Капнуть жидким мылом в отверстие у лодочки(топливный ба

Воспитатель:Что произошло с лодочкой? (ответы детей)

Дети:лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.

Вывод:Мыло повреждает поверхностную пленку и лодочка движется в сторону.

 А сейчас мы с вами давайте посмотрим,застыло наше мыло ?

Достанем из формы мыло и упакуем его в красивую коробочку.Какое красивое у вас получилось мыло,вы настоящие мастера!

Сегодня в музее проходит выставка «Мыльные фантазии» вы обязательно должны в ней должны принять участие,чтобы все посмотрели,какое необычное мыло у вас получилось.Берем свое мыло и относим его на выставку.

Заключительная часть.

Посмотрите, сколько людей пришло на выставку  посмотреть на ваше творение! Уважаемые гости,я хочу вам представить наших мастеров.Давайте им поаплодируем! Может у кого -нибудь будут вопросы к нашим мастерам-умельцам? Гости из зала задают вопросы детям?

-Аня, понравилось тебе  в музее занимательных наук?

-Саша чему ты захочешь научить своих  родителей и друзей?

-Дима,что тебе  особенно понравилось и запомнилось  в музее занимательных наук?

Воспитатель:Спасибо всем,кто посетил выставку.

Дети,подойдите и возьмите свое мыло ,я вам его хочу подарить.

Педагог. Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу.  А поедем мы на поезде.(аудиозапись « Поезд»)

https://my.mail.ru/music/songs/паровозик-я-веселый-паровозик-063f4751101bc97bf91ea09d471b0b17

Список литературы:

1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду — М.:Сфера,2004

3.Паршукова И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 1 - с. 19 — 23.

 

4.Сайт http://razvivash-ka.ru/opyty-dlya-detej-s-mylom//