Конспект игры "Брейн Ринг"

Полякова Татьяна Валерьевна, воспитатель

МБДОУ - детский сад "Сказка"

Алтайский край, Шипуновский район, с. Шипуново


Цель: закреплять знания детей о птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о помощи человека птицам.

Задачи:

- развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя характерные особенности в окраске, строении, звуках;

- продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей;

- совершенствовать у детей умения: согласовывать свои ответы с членами команд, брать ответственность за свои ответы, приучать правильно, оценивать свои ответы и ответы товарищей, соблюдать правила игры;

- учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение договариваться между собой;

- воспитывать любовь к пернатым, желание помогать и заботиться о птицах зимой.

Предварительная работа: проведение НОД «Перелётные и зимующие птицы», наблюдение за птицами на участке и в уголке леса, изготовление кормушек и кормление птиц, беседы о птицах, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей, проведение развлечения «Зимующие птицы».

Методы и приемы: игровые – появление игрушки совы,  проведение различных игр соревнования во время всего мероприятия, подвижные и дидактические игры;

решение проблемной ситуации на протяжении всего НОД – выяснение, почему птица осталась одна в лесу и она замёрзла;

словесные – объяснение правил игры, задавание понятных вопросов, анализ игры и поощрение детей;

практические – выполнение детьми заданий;

Материалы и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, два флажка (жёлтый и красный), картинки на столы снегиря и синицы, картинки на мольберт снегиря и синицы, магниты – фишки для судейства (жёлтые и красные), мяч, игрушка совы, картинки частей тела птиц и к ним картинки самих птиц, аудиозапись пения птиц, пения кукушки, пения сороки, пения совы, пения воробья, медали для вручения.

Целевые ориентиры: у детей сформированы знания о птицах, доброе отношение к пернатым, активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, подчиняется правилам игры.

Ход игры:

Воспитатель: (выносит игрушку совы) Ребята к нам прилетела в гости птица. Скажите, как зовут птицу? (Сова) Правильно. У совы проблема она осталась одна в лесу очень сильно замёрзла. Что б сова согрелась, давайте сделаем пальчиковую зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц в кормушке нашей        (Сжимать и разжимать кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                 (На каждое название птицы загибать пальцы.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                     (Сжимать и разжимать кулачки.)

Молодцы добросовестно делали гимнастику, что сова то же согрелась.  Давайте поиграем в игру, а какую вы мне сами скажите, отгадав загадку.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

Воспитатель: Правильно. Если загадка про птицу, то, как будет называться игра, если в игре ещё нужен мяч? (Игра «Назови птицу») Молодцы! И эту загадку отгадали, поиграем в игру «Назови птицу». (Дети встают в круг, воспитатель кидает мяч ребёнку – он кидает обратно и называет любую птицу.)

Воспитатель: Умницы. Как много птиц вы знаете. Сова не может понять, почему она одна. Давайте объясним сове, почему она осталась одна, а заодно посоревнуемся в игре «Брей ринг». Проходите за столы.

Дети делятся на две команды. На столах карточки с изображение синицы и снегиря. На мольберте висят картинки с изображениями тех же птиц, в чашке фишки-магниты красного и жёлтого цветов.

Воспитатель:  В игре участвуют две команды«Снегири», капитан команды - Данила, и команда «Синицы», капитан команды – Артём. Судить игру будет жюри.

Правила игры: Послушать вопрос, посовещаться в командах и капитан какой команды поднимет первый флаг, та команда отвечает первой на вопрос, но при этом капитан решает, кто из игроков будет отвечать на вопрос. Если дали не правильный ответ – у команды соперников есть шанс ответить правильно.

Воспитатель: Начинаем игру. Ребята, скажите, а почему сейчас в лесу нет птиц? (В лесу нет птиц, потому что сейчас зима и птицы улетели в тёплые края) А все птицы улетели в тёплые края? (нет часть птиц с приходом холодов улетают ближе к дому человека) Правильно. Назовите зимующих птиц. (воробей, сова, голубь, синица, дятел)

Как называют птицы которые улетают в тёплые края? (перелётные птицы) Назовите перелётных птиц. (ласточка, цапля, скворец, утка, кукушка)

Почему птицы улетают, а не остаются зимовать? (Птицы питаются насекомыми, лягушками, рыбой, ягодами, орехами, зерном, семенами. Зимой им трудно найти себе корм, реки замерзают, насекомых нет, и плодов ягод, семян то же нет.)

 Зимующие птицы, чем питаются? (плоды рябины, орехами, а ещё человек делает кормушки и кладёт корм.) Какой корм человек кладёт в кормушки? (хлебные крошки, семена подсолнечника, зерно, несолёное сало.)

Много стихотворений сочинили о птицах, послушайте Данила и Артём нам расскажут.

(Данила Б.) Улетели птичьи стаи,           

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

(Артём) Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки —

Синие ковбойки.

Воспитатель: Замечательные стихотворения рассказали ребята.

Следующее задание - загадки. За каждый правильный ответ команда получает один магнит – фишку на доске.

1.    Чёрный жилет, красный берет,

Нос — как топор, хвост — как упор. (дрозд)

2.    Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

3.    Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синичка)

4.    Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

5.    Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (сова)

6.     Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждет. (скворечник)

7. Северные гости

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

 На головках – хохолки. (свиристели)

8.    Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Воспитатель: Засиделись на местах, надо косточки размять. Игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» — это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель: Закройте глаза и послушайте пение птиц, которое можно услышать в тёплую погоду. А сможете вы узнать птицу по песням. Прослушайте звук. (Команды отгадывают по очереди звуки пения птиц. За каждый правильный ответ даётся фишка.)

Звучат звуки: совы, воробья, сороки, кукушки.

Воспитатель: Молодцы. Сова говорит как хорошо вы умеете отгадывать загадки. Ребята, а вы знаете пословицы о птицах? Расскажите их.

- Лес без птиц и птицы без леса не живут.     (Даша)

- Знает птица, что без родины не годится. (Даша)

- Всякая птица своим пером гордится. (Даша)

- Всякая птица по-своему поёт (Лера)

- Всякая птица своим клювом сыта. (Лера)

- У каждой пташки свои замашки (Лера)

- Воробей сразу на взлёт, а грачу разбег нужен. (Ирина)

- Вороне соколом не быть. (Ирина)

- Воронёнку гнездо – родимая хата. (Ирина)

- Малая синичка, да коготок остёр. (Алина С.)

- Немного синица ест, пьёт, да весело живёт. (Алина С.)

- Сорока весть на хвосте принесла. (Алина К.)

- Пируют в ночи совы да сычи. (Алина К.)

- Воробьи под кровлю, а совы на ловлю. (Егор)

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц о птицах и в каждой скрыт какой-то смысл.

Воспитатель: Скажите, из каких частей тела состоит птица. (голова, клюв, шея, тело, крылья, ноги, хвост) Ваша задача узнать по части тела птицу, дойти до стола, где расположены картинки птиц. Взять картинку, назвать птицу и объяснить, почему вы так решили. За каждый правильный ответ команда получает один магнит – фишку на доску.

- Какой птицы глаза? (совы, у неё большие глаза, которые хорошо видят в темноте)

- У какой плицы такой клюв? (клёст, он расщёлкивает орехи)

- У какой птицы такая голова? (свиристели, хохолок на голове)

- Какой птицы грудка? (синицы, желтая грудка у синицы)

- Какой птицы такие ноги? (у цапли, долго стоит и ходит в воде)

- У какой птицы такой хвост? (у сороки, он помогает ей лучше маневрировать между кустов и деревьев)

Воспитатель: К нам прилетели птицы (снегирь, голубь, воробей, сорока) и хотят проверить, как хорошо вы запоминаете птиц в игре «Кто улетел». Рассмотрите внимательно птиц, а теперь закройте глаза – открывайте глаза и скажите, какая птица улетела:

1. Снегирь

2. Голубь

3. Воробей

 4. Сорока.

Воспитатель: Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но вы с ними справились.

Поможем жюри подвести итоги, посчитаем фишки каждой команды. Всем детям вручаются медали.

Сове то же понравилось с вами играть. Она говорит что вы очень много знаете о птицах и ей теперь стало понятно почему она так одинока. Но пришло время возвращаться в лес и будет с нетерпением весны, когда все птицы её друзья, вернуться назад в лес.