Проект "Чудо-дерево"

Чикина Елена Сергеевна, воспитатель

ЧДОУ «Детский сад №205 ОАО «РЖД»

г. Мариинск


Паспорт проекта

 

Название

  проекта

Чудо-дерево

Тип проекта

Экологический, исследовательский,  творческий, коллективный

Сроки реализации проекта

09.2018- 0.5.2019 год, долгосрочный

 

Цель

Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Задачи

1. Формировать обобщенное представление о деревьях, видах деревянных изделий их значением в нашей жизни;

2. Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценности для жизни людей;

3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.

Объект исследования

Деревья нашего края

 

Предмет исследования

Свойства дерева

 

Разработчики

Воспитатель старшей группы Чикина Елена Сергеевна

Ожидаемые результаты

• Сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

• Приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

• Позволит пополнять музей новыми экспозициями;

• Расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

• Обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

 

Содержание проекта

 

Содержание

Стр.

1.

Актуальность темы

3

2.

Цель, задачи проекта

3

3.

Создание условий для осуществления проекта

3

4.

Взаимодействие с родителями

3

5.

Проектная деятельность

3

6.

Реализация проекта

4

7.

Перспективный план работы мини-музея "Чудо-дерево"

6

8.

Предполагаемый результат

8

9.

Исследовательская деятельность "Свойства дерева"

8

10.

Наблюдения за деревьями на прогулке

9

11.

Литература

11

12.

Приложение 1

Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»

12

13.

Приложение 2

Поговорки, пословицы, приметы

12

14.

Приложение 3

Загадки

13

15.

Приложение 4

Математические задачи

15

16.

Приложение 5

Русская народная песня

15

17.

Приложение 6

Стихотворения

15

18.

Приложение 7

Фотогалерея

19

 

 

 

 

 

Проект «Чудо-дерево»

Вид проекта: экологический, исследовательский,  творческий, коллективный.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь-май 2018- 2019 год. )

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы:

У нас в группе данный музей, мы хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.

Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Задачи проекта:

1. Формировать обобщенное представление о деревьях, видах деревянных изделий их значением в нашей жизни;

2. Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценности для жизни людей;

3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

Создание условий для осуществления проекта:

• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями о дереве и что из него можно сделать.

• Рекомендовать родителям приобрести книжки с различными загадками, пословицами и поговорками о деревьях.

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта.

2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.
3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о деревьях (фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения).
4. Семейные экскурсии в лес.
5. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования , игры во время отдыха на природе, на даче
6. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки .

Проектная деятельность

1 этап. Пополнение мини-музея -подготовительный

• предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

• психологическая комфортность и безопасность деятельности.

• определение места расположения мини-музея.

• составление плана работы.

• подбор экспонатов.

2 этап. Реализация проекта.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

3 этап. Функционирование мини-музея.

Организовать посещение мини-музея педагогами, затем родителями и детьми.

Реализация проекта

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов :

Чтение и разучивание стихов о деревьях и отгадывание загадок .Подбор пословиц поговорок , примет.

Чтение произведений художественной литературы.

Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.

Беседы с детьми:

• «Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»

• « Беседы о деревьях» более подробно на занятиях и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (Крона ,листья ,кора ,ствол ,корни ,цветки ,плоды, семена)
• Какой высоты дерево?
• Какова ширина дерева?
• Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?
• Есть ли у дерева семья?
• Есть ли у дерева «детки»?
• Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года (в сухую погоду, после дождя…)?
• Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?
• Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?
• Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
• Есть ли на стволе дерева или под ним какие–нибудь грибы?
• Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
• Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?

б) Животные, связанные с деревом.
Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.

в) Почва.
В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.

Исследования:
Живет ли кто–нибудь в почве под деревом? Рассмотреть с лупой землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.
Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.

Осадки (снег, дождь, иней).
Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.
Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким – либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.

Определить настроение дерева: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в какую погоду, какое настроение у дерева?
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к дереву.

Дидактические игры:

«Подбери слово» (к слову березовый),
«Какое дерево?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»,
«Что лишнее?»,
«Полезно – вредно»,
«Скажи по – другому» и т.д.

Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.

Заучивание стихотворений:
Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Чтение художественной литературы:
В. Рождественский «Березка»
Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
В. Бианки «Лесная газета»
В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

Подвижные игры: «Найди такой же лист»,

«Найди пару»,

«Кто быстрее добежит до дерева».

Цель: развивать физические качества.

Сюжетно – ролевые игры:

«Как мы ездили в лес?»

«Экскурсия в парк»

Музыка:
— слушание звуков природы, шума листьев;
— изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.

Опыты: «Чем мы дышим?», «Как дышит деревья?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Тонет ,не тонет»

Труд на участке и в природе:
— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;
— изготовление кормушек для птиц;

— оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).
— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты .

Непосредственная образовательная деятельность:

Образовательная деятельность «Рисование»

«Городецкая роспись»

«Деревянная игрушка»

«Хохлома»

Образовательная деятельность:«Аппликация» «Лепка»

«Дерево в разные времена года»

Роспись деревянных ложек.

Образовательная деятельность «Познание»

«Как живет дерево»

«Кто с деревом дружит»

«Что дарит нам дерево»

«Деревянные игрушки»

 

Перспективный план работы мини-музея "Чудо-дерево"

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

 

Сентябрь

НОД «Откуда появилась бумага»

Деревянные столовые приборы

Дать понять детям ,что бумага изготовляется из мелких опилок (отходы лесопильного производства). Познакомить детей с деревянными ложками, как предмет домашнего быта.

Воспитатели,

родители,

дети

 

 

 

 

 

 

Октябрь

«Лес - наш друг».

Рисование «роспись ложек» хохлома

Познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы. Развивать интерес к природоохранной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Знакомство с элементами хохломской росписи на предмете деревянных ложек.

Воспитатели,

родители,

дети

Ноябрь

Познание: «Русская березка»

Рисование: "Береза осенью»

Уточнить и обобщить знания детей о русской березке, ее красоте в стихотворениях.

Развивать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к берёзке. Развивать творческие способности детей.

Воспитатели

дети

Декабрь

Составление и оформление альбома «Загадки, поговорки, пословицы, стихи о деревьях.

Экспериментальная деятельность.(сравнение свойств дерева и металла)

Познакомить детей с устным народным творчеством и приметами русской природы.

Уметь проводить опыты по сравнению свойств дерева и металла , и умению делать выводы.

Дети

Январь

Аппликация по мотивам сказки «Три медведя»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Учить детей вырезать фигуры медведей с использованием экспонатов музея.

Учить детей в игре использовать нужные атрибуты (шкатулки, зеркало в дер.рамке, расчески и прочее) .

Воспитатели

Дети родители(пошив костюмов)

Февраль

Театрализованная деятельность сказка «Красная шапочка»

Чтение худ. литературы

Продолжать развивать интерес к театрализованной деятельности, эмоциональное и выполнение роли.

Прививать интерес к художественной литературе, развивать речь детей.

Воспитатели

родители, дети

Март

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек , поговорок, считалок о лесе, деревьях.

Рисование: хохломская роспись поднос.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

Расширить представления детей о более сложных элементах хохломской росписи

Воспитатели

родители, дети

Апрель

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок (ПАСХЕ)

Учить применять элементы хохломской росписи на деревянных изделиях

Воспитатели

родители, дети

Май

Составление и оформление альбома «деревья в нашем краю» . Выставка семейного творчества «чудо-дерево» поделки совместно с родителями.

Уточнить и расширить знания детей о видах деревьях, что изготовляют из разных видов дерева.

 

 

           

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что проект мини-музея позволит:

• сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

• приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

• позволит пополнять музей новыми экспозициями;

• расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

• обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

Исследовательская деятельность "Свойства дерева"

Опыт 1.

Сначала  решили  выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели  иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадали загадки о деревьях;  уточнили  из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом. Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок. 

Опыт 2.

Для закрепления знаний о древесине и его переработке на производстве, организовали экскурсию в столярную мастерскую. Наблюдая за работой плотника, увидели, что дерево можно строгать, пилить и после работы остаются опилки – древесная стружка, которую также используют для изготовления мебели на фабриках.

Опыт 3.

Придумали продолжение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Что же случилось с нашими героями дальше? Перебравшись через реку, они долго гуляли по лесу, но вскоре устали и замёрзли. Как быть? Решили смастерить себе дом. Какой материал лучше использовать? Проведя эксперимент, решили, что лучше построить дом из дерева. В лесу много деревьев, древесина твёрдая, не пропускает холод, хорошо поддаётся обработке – её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди. 

Опыт 4.

Наши герои проголодались. Решили приготовить себе обед. Из чего можно развести костёр? Проведя опыт, установили, что дерево хорошо горит, можно развести костёр из кусочков дерева и веток. На обед – каша. Как известно, кашу нужно постоянно помешивать. Какой ложкой удобнее это делать? Проверили: лучше мешать деревянной ложкой, потому что она не нагревается, не обожжёшь руки.

По результатам проведённого исследования сделали вывод:

Дерево лёгкое, плавает в воде.

Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются.

Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.

Итог: Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек её широко использует.

 

Наблюдения за деревьями на прогулке

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, лис­тьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки руг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какой ствол и листья у осинки?

♦ Почему дрожат листья дерева?

 

Наблюдение за березой

Цели:

— продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

—воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. 

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.                                         
Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

 

Наблюдение за березой зимой

Цели:

—формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

—воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как чувствуют себя деревья зимой?

♦ Что с ними происходит?

♦ В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

♦ Как вы узнали березу?


Наблюдение за рябиной зимой

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изленилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях Зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что произошло с рябиной?

♦ Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?

♦ Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?

♦ Кто питается ягодами рябины?

 

Наблюдение за рябиной весной

Цели:

— закрепить знания о рябине;

—  отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ По каким характерным признакам можно узнать рябину?

♦ Расскажите стихотворение про рябину.

♦ Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?

♦ Когда зацветает рябина?

♦ Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?
В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, про­сыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зе­леные листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы ве­село гудят возле нее. Своим душистым ароматом она неволь­но привлекает внимание прохожих.


Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями  в весеннее время года.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

— Я раскрываю почки.

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (весна).

— Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь ... (березку)!

♦ О каком времени года говорится в загадке?

♦ Перечислите признаки весны?

♦ Что это за дерево?

♦ Что произошло с почками?

♦ В  каком  состоянии  находятся  деревья  весной?(Они пробуждаются.)

 

 

Используемая литература:

1. Николаева « Юный эколог.» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3.Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? »

Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.



 

 

 

 

Приложение 1

Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»

1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Сколько деревьев растет на нашем участке? Как они называются?
5. Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Как вы думаете, кто посадил деревья около нашего детского сада, в городе? Для чего?
7. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
8. Где вы видели деревья в нашем городе?
9. Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе? Почему вы так считаете?
11. Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
12. Помогали ли вам, когда – нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
13. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? На нашем участке? У вашего дома?
14. Изменится ли тогда что – нибудь в нашей жизни?
15. А почему деревья могут исчезнуть?

Приложение 2

Поговорки, пословицы, приметы

И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.
Березой обогреешься, но не оденешься.
Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.

От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.

Из одного дерева икона и лопата.

Не далеко от дерева яблочко падает.

Ель не сосна: шумит неспроста.

Все одно, что дерево, что бревно.

За один раз дерева не срубишь.

Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

Клен да береза, чем не дрова.

Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

Лист на дереве полон, так и сеять полно.

Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

Мимо яблоньки яблочко не падает.

 

 

Приложение 3

Загадки

Все лето гуляет в наряде зеленом,
А зиму встречает и босым, и голым.
***
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
***
Много рук, а нога одна.
***
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло.
***
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
***
Стоят в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.
***
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
***
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
***
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
***
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
***
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
***
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
***
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.(Береза)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. (Дерево)

* * *

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

* * *

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

* * *

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

* * *

В нём почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа —

Осушение болота. (Эвкалипт)

* * *

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)

* * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

* * *

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

* * *

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

* * *

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

* * *

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

* * *

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

* * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

* * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


Приложение 4

Математические задачи

1. На дереве сидели 4 синицы. К ним прилетело еще 5. Сколько всего птиц оказалось на дереве?

2. Под деревом росло шесть грибов – подберезовиков. Три из них белочка засушила. Сколько грибов осталось под деревом?

3. На ветке дерева было 10 листиков. Два из них сорвал и унес ветер. Сколько листьев осталось?

4. По стволу березы ползло 8 муравьев. Три из них спустились на землю. Сколько муравьев осталось на дереве?

5. На лесной полянке росло 5 молодых березок и одна старая. Сколько всего деревьев росло на поляне?

Приложение 5

Русская народная песня

Береза моя, березонька! Береза моя белая! Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
Близ тебя, березонька, красные девушки
Венки вьют, плетут.

Приложение 6

Стихотворения

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
Оно – твой друг бессловесный, живое, как ты, существо.
Оно – часовой природы, оно не оставит пост.
И встанет перед тобою во весь богатырский рост.
И сколько в нем будет свежести, и птичьих песен, и гнезд!
В. Берестов

***

У красы — березки платье серебрится.
У красы — березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб росла березка, выросла большою.
П. Воронько

Березка
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
В. Рождественский

Береза
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки.
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.

***

Письмо – жалоба березы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною рекой.
Ф. Сологуб

***

На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокорая березка – символ Родины моей.

Белая береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин

Зимний сон берез
Серебром покрыты тонкие березы,
Словно поседели и уснули в грезах.
Словно наступила в их душе зима,
Инеем укрыла, снегом замела.
Вам, березы, грустно – птицы не щебечут,
Неуютно, пусто, будто бы – навечно.
Может это счастье, что мороз такой –
Заморозит раны, заморозит боль.
Заморозит слезы и тоску – печаль.
Тонкие березы, вас безумно жаль.
Потерпите малость, вам не век страдать,
До весны осталось зиму переждать.
Инна Радужная

***

Люблю березку русскую то светлую, то грустную
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую,
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
А. Прокофьев

Первый лист
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной, полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной, весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы, под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота, омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах не встретишь мертвого листа…
Ф. Тютчев

Осень
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березки на плечах.
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Е. Трутнева

Березка
Березка, лебедь белая, рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая, я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая, веселым летним днем,
Из – за тебя, красивая, светло в лесу моем.
Зеленая, раздольная, ты гибче камыша.
Березка белоствольная, ну всем ты хороша!
А. Прокофьев

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Р. Сеф

Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько

Елка

Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев

Ива

- Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
Г. Виеру

Калинушка

 

Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Ф. Петров