Доклад: "Развитие познавательных интересов дошкольников"

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


Каждый маленький  ребенок

Вылезает из пеленок,

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случится,

В целом мире без него.

 

 

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование  в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В соответствии с реализацией ФГОС ДОО и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.  Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об «увиденном», формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует у детей развивать  речь. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, а так же на развитие его творческих способностей.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах нашего детского сада «Светлячок» оборудованы  Центры экспериментирования под названием «Детская научная лаборатория». Центры  постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. 

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы  начинаем проводить с ранних групп. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой   они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий, они дополняют друг друга.

А как играют с детьми и одновременно экспериментируют, с нами поделятся воспитатели ранних групп.

           В младших группах исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Более подробно об экспериментальной деятельности нам расскажут педагоги младших групп.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Воспитатели средних групп познакомили детей со свойствами воды, показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты:

                  превращение снега в воду.

                  превращение льда в воду.

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя, закрывать кран. Более подробно об экспериментальной деятельности нам расскажут педагоги  средних  групп.

В старшей группе  мы  начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?», «А почему растение не растут в тёмном месте»,
«А что же такое электричество и где оно «живёт?».
Более подробно об экспериментальной деятельности нам расскажут педагоги  старших  групп. 

В подготовительных к школе группах дети узнают о видах и свойствах разнообразных тканей, узнают о свойствах увеличительного стекла и магнита. Педагоги в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества.  Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Более подробно об экспериментальной деятельности нам расскажут педагоги  подготовительных к школе  групп. 

 

 

В заключении хочется сделать вывод:

 

Реализовывая годовую задачу, можно смело сказать о том, что наши педагоги постарались максимально развить  у наших детей познавательный интерес, через экспериментально – исследовательскую деятельность.  Мы увидели, что большинство детей  научились делать  выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Увидели какую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях мамам и папам, дедушкам и бабушкам,  многие их них повторили опыты в домашних условиях, о чём в последующем поделились со своими сверстниками и воспитателями.