Викторина на тему: "Путешествие в живую природу"

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


Задачиобразовательные: закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых.

Задачиразвивающие: развивать речь детей (диалогическую, монологическую); прививать навыки учебной деятельности.

Задачивоспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

Оборудование:

  • карта «Путешествие в живую природу»;
  • предметные картинки: птицы, рыбы, животные, насекомые, цветы;
  • плакаты «Части растения»;
  • изображения Флоры и Фауны как персонажей.

Ход викторины

Воспитатель. Ребята, вы хотите пойти в поход? Сегодня мы это сделаем. Я принесла карту, которая нам пригодится. Как вы думаете, для чего нужна карта?

Дети. Чтобы в походе не заблудиться.

Воспитатель. В верхней части карты написано «Живая природа». Какую природу мы называем живой?

Дети. Ту, что рождается, питается, растет, размножается и умирает.

Воспитатель. Давайте найдем начало нашего пути. (Дети находят на карте ворота). От ворот ведут две дороги, выберите ту, по которой мы пойдем (Дети выбирают).

Воспитатель. Итак, отправляемся в путь к живой природе. Но дорога, которую вы выбрали раздваивается: одна ведет к Флоре, другая – к Фауне. Фауна – это покровительница животных. Если мы пойдем по этой дороге, то встретимся с разными животными. Пойдем?

Первая остановка «Лес».

Вопросы детям:

·                    Как называются животные, которые живут в лесу?

·                    Как называются животные, которые живут рядом с человеком и за которыми        человек ухаживает?                                                  

·                    Чем питаются животные?

·                    Как называются животные, которые едят только растения?

·                    Как называются животные, которые едят мясо?

·                    Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

·                    Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Вывод: В наших лесах живут дикие животные. Они приспособлены к нашему климату. Одни питаются растительной пищей, другие едят животных, их мы называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им холодно, нет привычной пищи. Все в лесной жизни взаимосвязано. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Больные зайцы могут распространять болезни, а волки и лисы являются санитарами, так как охотятся только за больными животными.

Вторая остановка «Озеро».

Вопросы детям:

·                    Какие рыбы живут в реке?

·                    Какие рыбы и животные живут в море?

·                    Что необходимо обитателям водоемов для жизни?

·                    Чем отличается озеро от реки, моря?

Вывод:Любой водоем является домом для его обитателей, которые приспосабливаются к жизни в нем. Поэтому там, как в хорошем доме, должен быть всегда порядок и чистота. Об этом обязательно должны помнить люди, иначе жители водоемов могут погибнуть или заболеть.

Третья остановка «Птицы»

Вопросы детям:

·                    Чем отличаются птицы от животных?

·                    Как птиц можно назвать по-другому?

·                    Как называют птиц, которые улетают на зиму?

·                    Почему они улетают?

·                    Как называют птиц, которые остаются зимовать?

·                    Чем питаются птицы?

Вывод:Среда обитания птиц не только земля, но и воздушное пространство. Гнезда птицы вьют везде – и на земле, и на ветвях деревьев, и в кустарниках. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями, поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Другие остаются зимовать, их называют зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.

Четвертая остановка «Насекомые»

Вопросы детям:

·                    Как можно назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках? (Воспитатель обращает внимание детей на стенд с изображением     насекомых)

·                    Кому нужны на земле насекомые?

·                    Что будет, если исчезнут все насекомые?

Вывод: Насекомые необходимы для сохранения жизни на земле. Исчезнут насекомые – исчезнут птицы и другие животные, которые питаются ими. Эту цепочку можно продолжать очень долго. Если исчезнет хоть одно животное, жизнь на земле может прекратиться. А мы ведь не хотим этого? Поэтому давайте будем заботиться о птицах, животных, насекомых.

Воспитатель. Вот и закончился наш поход в гости к Фауне. А прежде, чем продолжать наш путь дальше, предлагаю отдохнуть на привале.

Привал.

v                Игра-зарядка «Кто как двигается?» Воспитатель называет животное, человека, насекомое, а дети отвечают на вопрос, как они передвигаются и воспроизводят соответствующие действия. (Например: человек, птица, рыба, змея, кузнечик, бабочка).

v                «Кто как голос подает?». Дети называют и воспроизводят голосом, крики тех или иных животных. (Корова, собака, кошка, свинья, тигр, голубь, утка, гусь, лягушка, комар).

v                «Кто как ест?».(Собака – грызет кость, кошка – лакает молоко, курица – клюет зерно, гусь – щиплет травку и пр.).

Воспитатель. Ну, что ж, отдохнули. Теперь можно продолжать наш путь дальше, по дороге, ведущей в гости к Флоре.

Первая остановка «Деревья»

Вопросы детям:

·                    Какие деревья вы знаете?

·                    Какие деревья называют лиственными?

·                    Какие деревья называют хвойными?

·                    Что общего у всех деревьев?

·                    Какую пользу приносят деревья?

Вывод: Деревья бывают хвойными и лиственными, у всех есть корень, ствол, крона. Деревья бывают самыми разнообразными, причудливыми, загадочными. Все они приносят огромную пользу окружающему миру, животным, человеку и всей планете.

Вторая остановка «Кустарники»

Вопросы детям:

·                    Какие кустарники вы знаете? Назовите их.

·                    Что выше – дерево или куст?

·                    Бывают ли хвойные кустарники? Назовите их.

·                    Какую пользу приносят кустарники?

Вывод: Кустарники – близкие родственники деревьям. Они не менее важны и значимы для жизни на земле, чем деревья.

Третья остановка «Цветы»

Вопросы детям:

·                    Как называют цветы, которые растут на клумбе?

·                    Какие вы знаете садовые цветы?

·                    Какие цветы растут на лугу?

·                    Назовите луговые цветы.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель. Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом – растения. Скажите, какие части есть у всех растений? (Ответы детей).

Воспитатель с детьми рассматривают плакат «Части растения»

Вопросы детям:

·                    Какие части растения расположены под землей?

·                    Какие части растения расположены над землей?

·                    Что необходимо для роста растений?

·                    Солнце и дождь – это живая или неживая природа?

Игра «Угадай, о чем я говорю»:

Ø                 У него зеленые листья (ответы детей).

Ø                 У него есть корень, ветви и листья (ответы детей).

Ø                 У него естькорень, ветви, листья и ствол, покрытый корой (ответы детей).

Ø                 Назовите существенные признаки, характеризующие травянистые растения, кустарники и деревья.

Воспитатель.

·                    Что вы можете сказать о цветах и цветках?

·                    Это одно и то же или нет? (ответы детей)

Воспитатель. Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах. Например: коли в мае дождь, то будет и рожь. Март с водой, апрель с травой, май – с цветами и др.

·                    Как вы думаете, Флора и Фауна дружат между собой? (ответы детей)

Вывод: Флора и Фауна – это две сестры. Звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле. Если каждый из нас сорвет хотя бы один цветок, то все цветы на земле исчезнут. Но если мы все-таки сорвали цветок, то вместо него нужно посадить не один цветок, а 10!

Итог. Путешествие наше закончилось. Но мы каждый день совершаем путешествие, когда идем в детский сад, гуляем около дома. Я думаю, что вы будете болеевнимательными, когда пойдете со своими родителями в лес, на луг, на речку.

 

Флора и Фауна дарят каждому ребенку подарки: изображение ребенка в цветочке.