Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности

"Воздух-невидимка"

Каминская Татьяна Владимировна, воспитатель

МАДОУ "Машенька"

город Ноябрьск


Программное  содержание:

1.Развивать у детей представления о свойствах воздуха,  путем экспериментирования.

2.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление. 

3.Учить детей  слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Образовательные:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами(невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер -это движение воздуха;

-способствовать овладения некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать  любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать  зрительное  и  слуховое  восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты,веер упругий, легкий.

 

ХОД.

Ребята, я пришла сегодня на работу и мне захотелось стать учёной. Кто такие учёные, как вы думаете.(изобретатели, они делают эксперименты, опыты, работают в лаборатории) А вы хотите ненадолго стать учёными. Тогда закройте глаза, я скажу: «Эни ,бени , раба!»-Хлопок. Теперь мы с вами не девочки и мальчики и воспитатель ,а настоящие  младшие  ученые и совершим путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами. Я буду старший научный сотрудник, а вы мои помощники.  Проходите-это наша лаборатория. 

А чтобы вы были хоть чуть-чуть похожими на учёных я предлагаю вам надеть шапочки. А про что будут наши опыты я загадаю загадку. Слушаем.

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем»(ВОЗДУХ)

Правильно, сейчас мы поговорим о воздухе. 

Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать).

Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. 

Ребята, а вы видите воздух?(нет)

Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?(невидимый, он прозрачный- через него все видно)

Значит он какого цвета?(бесцветный)

Для того, чтобы проверить, правда ли , что воздух бесцветный, невидимый и он есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт:

Ребята, а воздух можно потрогать? Давайте поймаем его(Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладошками)получается? И у меня не получается! Может его и нет?

- Хотите, я научу ловить воздух? Предлагаю взять полиэтиленовые пакеты.

Что в нем?(Он пуст)Смотрите , он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы сделайте как я. Что там есть внутри? Это 

в пакете воздух.А скажите, вы видите воздух(нет)Значит воздух какой?    (Бесцветный и невидимый)Пакет наполнился воздухом и стал похожим на

на подушку. Каким стал пакет?(Он стал упругим и плотным)Мы смогли потрогать воздух?(Да)Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким

Почему?(В нем нет воздуха)Какой мы делаем вывод?

ВЫВОД  №1: Воздух невидимый,лёгкий, бесцветный, нет запаха, упругий, он прозрачный- через него все видно

Опыт 2.Воздух дружит с водой

Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы проверим с

Помощью опыта. Сейчас я брошу в стакан камешек. Что произошло? (Утонул)А теперь возьму трубочку, вдохну воздух и подую через неё в воду. 

Что происходит?(В стакане появились пузырьки-это выходит воздух. Чтобы подуть ещё мы вдыхаем новый воздух и снова выдыхаем и получаются пузырьки.Значит, внутри нас тоже есть воздух(Да)

Вывод 2 :Воздух есть внутри нас.

ОПЫТ 3 

А как вы думаете мы можем воздух почувствовать?

Мы можем двигать воздух? Как ?Помахать на себя рукой,веером.

(Мы ощущаем ветерок, хотя мы его не видим)

Ребята, поднесите ладошку к носу и подышите, какой воздух теплый или холодный?)А теперь возьмите веер и помашите им. Что вы чувствуете?(ветерок, прохладу)

Какой мы сделаем вывод, ученые?

Вывод: Воздух  можно  почувствовать

ОПЫТ 4

Следующий опыт.Что мы видим.( Шарики какие?(воздушные, железные, стеклянный)В таз с водой мы опустим шарики вначале  железные, стеклянный?Что произошло?(утонули)Железные и стеклянный шарики тяжелее воды.А теперь опустим в воду воздушные шарики. Что произошло?

(Он плавает)значит воздух легче воды.

Вывод: Воздух легче воды и поэтому не дает утонуть шарику.

Ну  ученые устали? Давайте отдохнем. Физкультминутка «Неделька»

В понедельник я купался.          Изображаем плавание

А во вторник – рисовал.            Рисуем

В среду долго умывался,           Умываемся

А в четверг в футбол играл.      Имитируем игру в футбол

В пятницу я прыгал, бегал        Прыжки

Очень долго танцевал.              Танцуют

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.              Засыпают присев на корточки

Опыт 5

Ребята, как вы думаете  чистый воздух имеет запах? (Ответы детей)Если воздух чистый , то запаха он не имеет.Но воздух хорошо присваивает чужие

запахи.

- Чем может пахнуть воздух?(свежестью после дождя, в лесу смолой, хвоей,дымом(если по близости горит костер, пироги на кухне, апельсин, чеснок)

Предлагаю вам убедиться. Игра«Угадай, что было ?»У меня есть баночки. В них лежали предметы с сильным запахом(апельсин и чеснок)Вам надо определить, что было в баночках. Чем пахнет воздух в них?(дети отгадывают)

Вывод: Собственного  запаха воздух не имеет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества.

Опыт 6

- Ребята, а человек может жить без воздуха?(Нет , не может)

- Почему?(Человеку нужно дышать)

Давайте проверим, так ли это?Наберите побольше воздуха и не дышите.Пальчиками закройте нос , а рот ладошкой одновременно. 

(Дети на время задерживают дыхание)

- Что же вы почувствовали? (Нам нужно дышать)

- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха.(Люди, животные,птицы

Растения тоже не могут прожить без воздуха)

ВЫВОД: Воздух нужен для жизни людям и всему живому.

А теперь нам надо возвращаться из нашей лаборатории и превращаться в девочек и мальчиков. «Эни–бени –раба »!

Кем мы с вами сегодня были?(ответы детей(учеными)Делали опыты и узнали о воздухе много интересного и что происходит с ним в разных ситуациях : 

- воздух невидимый(воздух  живет вокруг нас и внутри нас) 

-он лёгкий, мы можем воздух поймать,

- воздух  можно  почувствовать

-не имеет цвета, своего  запаха(но может присваивать другие запахи) .

-без воздуха не может человек и все живое.

Я приготовила вам шарики и вам надо сделать их еще веселее.Мы их разрисуем и будем с ними  играть: подбрасывать и ловить, потому, что они легкие, воздушные, а почему они стали такие?( потому что внутри них воздух и  они лёгкие)Разрисовка шариков под музыку. Дети прощаются с гостями.