В гостях у бабушки Елены

Фадеева Елена Николаевна, воспитатель

МБДОУ Новобрянский детский сад "Журавленок"

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь


Цель: продолжать знакомить детей с домовой росписью семейских Забайкалья.

Задачи:

1.    Расширять познавательный интерес к народному декоративно-прикладному искусству семейских Забайкалья «Домовая роспись».

2.    Закреплять технические навыки рисования, составлять узор по мотивам домовой росписи, умение применять знакомы приемы лепки.

3.    Обогащать музыкальное впечатление детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии семейской народной музыки.

4.    Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности, прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

Обогащать словарь детей словами: домовая роспись, квачек, агашка, сосенка, сегмент, дужка, косачи.

Предварительная работа: рассматривание альбома про семейских Забайкалья, экскурсия в избу.

Развивающая среда: русская изба, иллюстрации городецкой, домовой, дымковской, хохломской росписи; сарафаны, рубашки, фартуки и колпаки для пекарей; бумага, краска, непроливайки, соленое тесто, крендельки, корзина.

Ход занятия

Баба Лена:  звонит по телефону, приглашает в гости детей.

Что делать, как быть!? Праздник приближается, посиделки у меня намечаются, гостей хотела удивить, а одной не справиться, не управиться. Ребятишки поможете мне?

Дети начинают собираться в гости к бабушке Елене.

Дети (входят в избу): Здравствуйте, бабушка Елена!

Баба Лена: Здравствуйте, ребятишки! Проходите, гости дорогие!

Ой, ребятки праздник, посиделки у меня, а я печку только глиной обмазала, побелила, раскрасить не успела. А знаете, что нынче в моде домовая роспись!? Весь интернет пестрит рисунками с печками раскрашенными домовой росписью. Накачала я посмотрите, сколько иллюстраций с разной росписью, а какая из них с семейской росписью разобраться не могу. Вы мне сможете помочь?

(Дети выбирают картинки)

Баба Лена: Настя, какую ты выбрала роспись?

(Ребенок озвучивает название росписи, которую он выбрал).

Баба Лена: А как ты определила, что это …?

(Ребенок дает пояснение).

Баба Лена: Молодец! Ребятки, а у вас какие виды росписи?

(Дети рассказывают, у кого какая роспись)

Баба Лена: Какие элементы домовой росписи вам знакомы, знаете-ли их названия?

(дети перечисляют элементы домовой росписи: сосенки, круг, дужка, косачи, волнистые и прямые линии, кресты, клетки, состоящие из прямых и волнистых линий, расположенные прямо или по диагонали)

Баба Лена:  Молодцы! Как много  элементов семейской росписи вы знаете. Ребята, а вы мне поможете расписать печь семейской домовой росписью?

 Ой, батюшки, чуть не забыла, у меня же квашня подошла. Я ж еще задумала крендельков испечь для гостей, а времечко уже поджимает. Нам необходимо с вами разделиться, чтоб все вовремя поспеть. Разделимся на две группы: одни будут со мной печь расписывать, а другие помогать Наталье Александровне крендельки катать. Согласны?

Дети: Да.

(Дети делятся на две группы, рассаживаются за столами, согласно своему выбору – стряпухи, красильщики).

В процессе продуктивной деятельности интересуюсь у детей, какие элементы они используют для росписи, что лепят.

(Звучат семейские песни).

Баба Лена:  Ну что ребята вы закончили свои работы?

Ответы детей

Баба Лена:  Предлагаю отдохнуть, пока наши рисунки подсыхают, а крендельки пекутся. 

Вы знает, что семейские не только любят трудиться, но и веселиться – песни петь, частушки. Эх, девчушки – веселушки выходите на частушки!

(Дети поют частушки)

1 ребенок: Ставьте ушки на макушки,

Пропоём мы вам частушки.

     Наши руки крендельком

     Щёки будто яблоки.

    С нами издавна знаком

     Весь народ на ярмарке.  

2 ребенок: Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

3 ребенок: Я семейскую была

И семейской буду!

Свой семейский сарафан

Сроду не забуду!

4 ребенок: С лентами, да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами

Проплываем павами.

Баба Лена:  Ребята, какие народные игры вы знаете? (дети перечисляют).

Правила игры очень просты. Выбираем двух игроков по считалочке:

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем будешь делиться?

Выбравшие себе пару становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, тем самым образуя ворота.

Остальные беремся за руки и хороводом начинаем двигаться, проходя под «воротами».

Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносим слова:

Золотые ворота

Проходите господа.

Первой мать пройдет

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз

Не пропустим Вас!

При последнем слове «ворота» закрываются и «ловят» того, кто оказался в них.

Задержанного спрашиваем, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот».

Баба Лена:   Ох, заигрались мы с вами, а крендельки – то у нас уже давно готовы!  А за вашу помощь, я вас отблагодарю, несите скорее корзиночку, мы вам гостинцы положим!

Но прежде чем мы с вами расстанемся, хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось и понравилось.

(Дети делятся своими впечатлениями, что нового они узнали, что им понравилось).

Самоанализ непосредственно образовательная деятельность по художественном творчеству «В гостях у бабушки Елены» в подготовительной группе

Провела воспитатель: Фадеева Е.Н.

На НОД присутствовало 12 детей.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, опираясь на программу «Родники», составленной коллегами из с. Бичура.

Вид занятия: художественное творчество.

Форма занятия: познавательно-игровое.

По степени сложности: части НОД подобранны с учетом возрастных особенностей детей.

Цель: продолжать знакомить детей с домовой росписью семейских Забайкалья.

Для достижения цели ставились следующие программные задачи:

1.    Расширять познавательный интерес к народному декоративно-прикладному искусству семейских Забайкалья «Домовая роспись».

2.    Закреплять технические навыки рисования, составлять узор по мотивам домовой росписи, умение применять знакомы приемы лепки.

3.    Обогащать музыкальное впечатление детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии семейской народной музыки.

4.    Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности, прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Предварительна работа: проводились беседы – знакомство с историей и бытом семейских, рассматривались альбомы о труде и орудие труда, проводилась экскурсия в смейскую избу, знакомились с иллюстрациями о домовой росписи семейских Забайкалья.

Методы работы:

1.    Наглядный (демонстрация, сравнение);

2.    Словесный (объяснение, обсуждение, вопросы, анализ готовых работ);

3.    Практический (помощь воспитателя, самостоятельная и коллективная работа).

Весь учебный материал работал так, чтобы реализовать цели и задачи. Все этапы НОД соблюдены ни один не был лишним. Микроклимат на НОД был благоприятный. Детям понравилась доступная и понятная для них тема. Это было видно по тому как они активно работали, отвечали на вопросы правильно. С заданием справились все.

 

Целевые ориентиры: Дети эмоционально отзывчивы на произведения народного искусства и овладели основными культурными средствами, способами деятельности, проявили самостоятельность в разных видах деятельности.