Развитие основ самосознания и индивидуальности дошкольников через приобщение к экологической культуре

Канюшева Зульфия Ахмеджановна, воспитатель

ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани СП "Детский сад №66"

г.Сызрань


приобщение к экологической культуре

«Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывающие вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи,- услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».    

В. А. Сухомлинский 

Природа является одним из самых эффективных путей развития личности ребенка, развития его самосознания, т.к. ее объекты,привлекая дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Именно экологическаякультура способствует формированию таких качеств ребенка, как самодостаточность, активность, способность к адекватному оцениванию не только собственного поведения и состояния, но и поведения и состояния рядом находящихся. Но самым важным, является то, что в процессе этой деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему “Я”.

Целью моей педагогической деятельности стало развитие основ самосознания и индивидуальности дошкольников через приобщение к экологической культуре.

В процессе осуществления данной работы я решала следующие задачи:

• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей в процессе бесед, наблюдений, чтения художественной литературы, занятий экологического содержания;

• оптимизирование межличностных отношений через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” в совместной экологической деятельности;

• развитие чувства уверенности в своих силах, позитивного отношения к своему “Я”, повышение самооценки через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность.

Для организации самостоятельной природоведческой деятельности детей  создала в группе условия для стимулирования детской любознательности, инициативности и самостоятельности: оформила уголок природы, оборудовала центр исследований и экспериментирования “Наука”, совместно с детьми рассадили огород на окне. Выращивая лук, укроп, петрушку, рассаду помидоров, дети знакомились с растениями, учились устанавливать связи и зависимости, находить способы решения возникающих проблем. 

Для того, чтобы мои воспитанники научились устанавливать причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений.  В каждом опыте раскрываю причину наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (снега, воды, растений, песка, глины). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Проводилас детьми образовательную деятельность экологического содержания. Так на занятии “Птицы - наши друзья” рассказывала детям о том, какое тяжелое время для зимующих птиц – зима, формировала гуманное отношение к пернатым,объясняла необходимость подкормки зимующих птиц, изготовление кормушек. На занятии «Кто как зимует» рассказывала о жизни животных зимой, трудностях испытываемых ими в данное время года.Многозанятийотвела знакомству дошкольников с наиболее интересными сторонами жизни леса, уделяя внимание эмоциональному аспекту.

Читала произведения Бианки, Сладкова, Павловой, Паустовского, Пришвина, Фета, чтобы помочь детям осознать, что каждый человек, и взрослый, и ребенок отвечает за сохранение природы.Так, в произведении Яшина “Покормите птиц зимой” проживали с детьми воображаемую ситуацию, искали пути решения проблемы птиц зимой, в произведении Павловой “Разными глазами” дети рассматривали мир будто под микроскопом: вместе с автором “превращались” в муравья и видели травинку величиной с дерево. В сказке “Ручеек и девочка” учились оценивать поступок девочки, которая жестоко обращалась с ручейком, проводили аннологию между поведением героя и своим собственным. В процессе обсуждения свое мнение мог высказать каждый. Предлагала детям, подумать, как еще можно было поступить, как они поступили бы в этой ситуации, так во время обсуждения ненавязчиво, подводила детей к тому, что нужно поступать природе во благо. Использование данного приема стало причиной того, что дети перестали стесняться высказывать свое мнение, они понимали, что никто их не осудит и не посмеется над ошибкой.

Чтобы оптимизировать межличностные отношения воспитанников через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” проводила подвижные игры экологического содержания: “Съедобное - несъедобное”, “К названному дереву беги”, «Совушка – сова», «Ходит дятел у житницы», «Гуси – лебеди», «Медведь и пчелы» и др. Они помогали снять эмоциональное напряжение, погасить отрицательные эмоции детей.

Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло», «Полезные ископаемые», «Живая и неживая природа», с участием медицинской сестры беседу «О пользе лекарственных растений». Вместе с детьми был оформлен альбом о лекарственных травах. Он стал наглядным пособием после проведенной кропотливой и большой работы.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах использовала игры: дидактические («Чей домик?», «Кто прилетел?», «Съедобное – несъедобное», «Морские обитатели», «Чей листик», «Овощи и фрукты», «Кто живет на лесной полянке?»),творческие (« Я–бабочка», «Мы - маленькие листочки»,  «Представь себя муравьем», «Ты –сказочное дерево»), театрализованные («Репка», «Курочка – ряба», «Теремок»).

В разное время года  вместе с детьми проводим наблюдения за объектами живой и неживой природы, любуемся деревьями, слушаем пение птиц, рассматриваем цветы на клумбах, насекомых. Детям загадываю загадки о природе и ее явлениях. В группе разучиваем стихи, песни, совместно с музыкальным руководителем прослушали пьесы из альбома П.И. Чайковского «Времена года». 

Во время  тематических занятий по рисованию  "Цветы для мамы»", "Светлячок", «Весна в лесу», «Животные Крайнего Севера»; аппликации "Яблонька", "Божья коровка", «Бабочки»; лепке "Вишенки", "Гусеница", «Мое любимое животное», «Ваза с фруктами»я используюаудиозапись "Звуки природы". Дети слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.

Проводила с детьми викторины,  интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Отгадывали кроссворды о природе. Эти формы работы направлены на познавательное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных деталях.

Были реализованы детско-взрослые проекты «Белая береза»,  «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Покормите птиц зимой».

Одна из форм формирования экологической культуры дошкольников являются праздники и развлечения. Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли:"Наш дом -Земля", "Зелёная планета".По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода старались вызвать у детей чувства переживания, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём по данному направлению работу с семьёй. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека будущего.Совместно с родителями регулярно устраиваем выставки поделок из  природного материала «Мусорная фантазия», «Природа - дом родной», «Осенняя ярмарка». Устраивала выставки рисунков «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весна пришла», «Здравствуй, лето» и другие. Такие формы работы способствуют воспитанию в детях доброты, отзывчивости, наблюдательности, умения правильно вести себя в природе. 

 В работе с родителями  по формированию экологическойкультуры дошкольников мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Так, при проведении родительского собрания "Задачи экологического воспитания"провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВН между командой детей и родителей, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями получившуюся игру, сделали выводы.

Эффективной формой работы с родителями является круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушиванияаудиозаписи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей, показасценки "Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать дома сделать с детьми зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи.

   Все проведенные мероприятия способствовали формированию экологического отношения детей к природе, что в итоге привело к положительной динамике развития умений и навыков взаимодействия дошкольников с природой.