Я - библиотекарь

Ганиева Елена Николаевна, библиотекарь

МБОУ - Арская гимназия №5

республика Татарстан, город Арск


Может быть, мне повезло с учителем истории или это вышло случайно, но после одного урока истории в пятом классе я начала думать о профессии библиотекаря. На нем говорилось о знаменитой Александрийской библиотеке, которая стала хранилищем великих знаний древних греков. Одно время там находилось 700 тысяч различных рукописей, выполненных на египетском папирусе – бумаге древности. Но больше всего меня поразил рассказ из книги для чтения по истории древнего мира об одном мальчике – рабе, которого хозяин отвел работать в библиотеку. С каким уважением говорил ученый – хозяин мальчика о ней, о том, как тихо нужно вести себя здесь, о ее огромной мудрости и учености. И невежественный мальчуган решил, что Библиотека – это богиня, которой нужно верить и преданно служить, чтобы она не разгневалась.

Вспоминая иногда эту историю, я думаю, что глупенький мальчик в чем-то невольно прав. Ведь знаниям, действительно, можно поклоняться и служить. И у них, как и у жилища Бога, должны быть свои хранители. К несчастью, не всегда этим хранителям удавалось сберечь бесценные сокровища. Я даже расплакалась, когда узнала, что богатейшую Александрийскую библиотеку, которая и так не однократно страдала от всяких бедствий, один невежественный завоеватель приказал сжечь. Как много книг погибло в прежние времена во врем пожаров, завоеваний, стихийных бедствий!

Сколько же сил, души, времени стоило их создать! Для монахов это был действительно «труд, завещанный от Бога». И этот гигантский труд в одно мгновение исчезал в пламени, часто унося с собой единственный экземпляр какой-нибудь редкой книги, которая превращалась в еще одну загадку истории. Да разве это было только в далекие времена. Ведь в 1812 году сгорела Москва, и до сих пор идут споры о подлинности знаменитого «Слова о полку Игореве». Еще и сегодня во время межнациональных конфликтов могут уничтожаться ценнейшие памятники старины. Да и просто от халатности, бесхозяйственности в крупнейших наших библиотеках гибли и гибнут национальные сокровища! Не хватает средств, людей, нужного оборудования… Больно узнавать и думать об этом. Когда же в нашей стране начнут с уважением относиться к самому главному богатству народа – знаниям?

И все-таки, думаю, явление это временное. Ведь не может развиваться общество, которое не заботиться о своей культуре. И тогда те многочисленные хранилища знаний, разбросанные по нашей стране, от поселковых библиотек до государственных, станут храмами, в которых будут служить люди, влюбленные в книги.

Конечно, должность библиотекаря скромна, но именно миллионами незаметных тружеников определяется уровень культуры страны. Тем не менее, библиотекарь – уважаемый в обществе человек. Он всегда готов выслушать, помочь человеку разобраться и сделать правильный выбор в этом океане знаний: помочь школьнику приготовить доклад, студенту – курсовую работу, облегчить сложнейший труд ученого, найти по вкусу художественную книгу и много другое.

Но библиотекарь – это не только служитель храма знаний и хранитель его богатства. Это, прежде всего, человек, который сам постоянно читает, много знает и бывает в курсе событий. Он может стать яркой личностью для своих читателей, тем кладезем знаний, из которого они будут черпать их для себя. Я до сих пор благодарна нашему школьному библиотекарю за то, что она всегда приходила нам на помощь, отыскивая нужную книгу или материал, за то, что всегда внимательно выслушивала наши, часто глупые, рассуждения и тактично поправляла нас, сообщая массу интересных вещей. Может быть, еще и потому я сделала свой выбор, что мне хотелось быть на нее похожей. И что интересно, ее очень уважали все учителя школы и директор, хотя должность у нее небольшая. Иногда бытует мнение, что библиотекарь – это бездельник. Разве это работа: выдай книжки и отдыхай? На самом деле школьный библиотекарь и грузчик, и педагог (он проводит занятия по библиотечно-библиографической грамотности), и библиограф, и опора учителя в кружковой работе. И это все – кроме основной работы с читателями, родителями, персоналом школы. А еще все заботы по выдаче учебников. 

Я понимаю, что библиотеки не смогут выполнять свою роль, если на помощь работникам не придет современная техника, память которой позволит хранить сведения об очень многом, с помощью которой можно будет связываться с сотнями других библиотек страны и мира. И тогда даже жители глубинки смогут иметь нужный материал для себя очень быстро. Я верю, что это произойдет на моих глазах.  Но если любимая профессия этого требует, придется освоить и греческий алфавит, и готический шрифт, о компьютерной грамотности я и не говорю – она вошла давно в школьный минимум. Библиотекарь, мало читающий и неуспевающий читать те книги, которые спрашивают его читатели, перестает быть интересным для них. А ведь он должен быть и желанным собеседником. 

Иногда при мысли, что со временем бумажные книги будут заменены электронными, мне  становится немного грустно, как при расставании с хорошим другом. Но в каком бы виде не существовали книги, они всегда будут хранить самое главное богатство людей – знания. И всегда рядом с ними должны быть люди, любящие их и умеющие в них разбираться!

Я люблю свою библиотеку. Люблю своих читателей – эмоциональных и любознательных. И хочется, чтобы они знали о мире, в котором живут, как можно больше, а чувствовали его как модно тоньше. Поэтому стремлюсь раскрыть в маленьком сердечке ребенка любовь к книге, приобщить его к Храму мудрости. Нигде нет такой  тишины, как в библиотеке. В библиотеке она живая, от нее не покой, а легкое возбуждение, торжественный лад. Да и сам способ проводить время в библиотеке – один из лучших способов. 

Многие не знают, куда податься в свободное время. Как куда? Да в библиотеку! Там и друзей найдешь и человеком себя почувствуешь. 

В моей библиотеке дети находятся на всех переменах и после уроков: читают журналы, выбирают книги, работают над сообщениями. Все книги -  в свободном доступе. Чтобы заинтересовать ребенка книгой, нужно и самой много читать и быть в курсе того, чем интересуются дети, что их  волнует. Это, безусловно, сложно, требует времени и сил, но все же стоит затраченных усилий. Для меня комплиментом прозвучали слова одной учительницы: «Да их не выгонишь из школы!» («их»- это учеников начальных классов, которые занимаются в библиотеке после уроков). Значит, детям здесь уютно и комфортно, если они не бегут домой к компьютеру и телевизору. Листают журналы, решают детские кроссворды, выбирают книги, читают комиксы. Каждый что-то находит для себя. А еще можно посмотреть мультфильмы в библиотеке, послушать музыку. Можно просто побеседовать спокойно, без суеты. Дети пришли в библиотеку по своей инициативе, а не по требованию учителя, значит, и мой рабочий день прошел не напрасно. В начале учебного года в библиотеке появились новые замечательные книги. И те дети, кто не посещал библиотеку, потянулись сюда. Им стало интересно.  У меня есть просто замечательные читатели. Оказывается, и современные дети могут плакать, сопереживая литературному персонажу, брать книги и перечитывать их снова и  снова. Есть ребята, которые мечтают стать изобретателями, которые интересуются тайнами мироздания. Беда, если библиотека не поможет каждому найти свою книгу. Я часто подолгу беседую с детьми, узнаю их интересы, наклонности. Иногда они делятся со мной самым сокровенным. В такие моменты я чувствую себя волшебницей, которой удалось разбудить душу маленького читателя и раскрыть с новой стороны.

Таких трогательных ситуаций за 6 лет моей работы в МБОУ – Арской гимназии №5 уже набралось немало. Недавно ко мне пришел восьмилетний Дима и очень робко, неуверенно признался, что потерял книгу, взятую в начале учебного года. Он считал себя очень виноватым и решил, что больше я ему книг выдавать не буду и отругаю его. Глядя в его наивные, доверчивые глаза, я сказала ему,  что ругать не буду и дам еще книгу, только он должен принести другую взамен. Дима был так удивлен моими словами, что несколько раз поблагодарил меня и на следующий день принес другую книгу. «Больше терять книгу не буду, обещаю», - произнес мальчик, и так тепло и приятно стало у меня на душе. Да, ради таких моментов стоить жить, искать ответы на самые разные вопросы моих любознательных читателей, устраивать встречи с интересными людьми, проводить библиотечные игры, беседы, ведь я занимаюсь самым важным для меня и самым любимым делом всей моей жизни.