Учимся играя (сенсорное развитие детей)

Сорокина Людмила Анатольевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 56 "Медвежонок" г. Брянска

г. Брянск


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить.  Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,  накопления представлений об окружающем мире. Ученые считают, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет  фундамент общего умственного развития ребенка, с другой  стороны, имеет самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее  подходящей формой обучения.

Следует отметить, что обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно  приобретает особоважное значение.

В помощь родителям и воспитателям хочу предложить сенсорные игры на развитие мелкой моторики руки.

 

Игра «Сорока-воровка»

Цели. Развивать соотносящие движение рук, дифференцированные движение пальцев рук.

Материалы. Фольга, небольшие игрушки (по количеству детей), игрушечная сорока или картинка с ее изображением.

Ход игры

Покажите детям сороку предложите внимательно рассмотреть ее, расскажите о ее повадках. «Сорока любит все блестящее. Давайте сделаем для нее подарки»

Раздайте малышам игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите детям, как это делается. Обратите их внимание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предмету , тогда она примет его форму.

 

Игра «Что внутри?»

 

Цели. Развивать соотносящие движение рук.

Материалы. Разнообразные коробки и непрозрачные банки (пластиковые, деревянные, картонные или железные) небольшого размера с крышками (принцип накрывания), конфеты, мелкие предметы.

Ход игры

Спрячьте в коробки или банки конфеты или какие-нибудь мелкие предметы. Раздавайте коробки малышам и предложите открыть их, «Смотрите,какие красивые коробочки. Интересно, что там в нутрии?

( Погремите коробкой) Давайте откроем и посмотрим!» Эту игру можно повторить, предлагая малышам не только открывать, но и закрывать коробки.

 

Игра «Идём в магазин»

 

Цели. Развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навык расстёгивания различных видов застёжек – липучек, пуговиц, кнопок.

Материалы. Старые сумки, портфели, кошельки и портмоне с различными видами застёжек (заранее тщательно почистите или вымойте эти вещи), мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и т. П.).

Ход игры.

Покажите детям сумки, рюкзаки, портфели, кошельки и портмоне, в кармашки которых заранее положите различные мелкие предметы. Предложите малышам поиграть, «Вот вам сумочки и кошельки. Посмотрите, сколько здесь различных кармашков и застёжек. Расстегните застёжки, загляните в кармашки и посмотрите, что там спрятано».

После того как дети научатся расстёгивать молнии и кнопки на сумках, предложите им спрятать предметы в сумки и кошельки, а затем застегнуть кармашки.

Покажите малышам, как можно использовать эти предметы во время игр, например, «Давайте поиграем в магазин. Кто будет покупателями? Вот вам кошелёк – положите в него денежки. Вот вам сумка для покупок».

 

Игра « Прищепки прячутся»

 

Цели.Развивать силу рук, соотносящие движение рук, формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.

Материалы. Коробка, яркие разноцветные прищепки .

Ход игры

Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах группы на занавесках, на мебели, а также на одежде детей.

Покажите малышам прищепку и предложите поиграть.

« Представьте себе.  что прищепки – это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки . Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку».

Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру « Горячо – холодно». Когда дети научаться расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать.

 

Игра «Бусы»

 

Цель:развитие мелкой моторики, зрительно-

моторной координации; различение предметов по форме, цвету и

материалу; развитие усидчивости

Материалы:пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной

формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить

сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету.

Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.