Посещение музея

Рябыкина Елена Васильевна, воспитатель

МБДОУ детский сад №56 "Медвежнок" г. Брянска

г. Брянск


Программное содержание:

1.Познакомить детей с особенностями русского национального костюма, предметами быта. Учить различать женские и мужские головные уборы.

2.Развивать интерес к культуре народов своего края; творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мелкую моторику рук.

3.Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой край

Материал:Изображение русского национального женского и мужского костюма, разрезные картинки головных уборов. Карандаши, листы для рисования. Русская народная мелодия (песня). « Мини-музей»

Ход занятия:

Звучит русская мелодия, в группу заходят мальчик и девочка, одетые в русский национальный костюм. 

Воспитатель:Сейчас ребята прочитают нам отрывки из стихотворений. А мы с вами внимательно их послушаем и скажем, о чём они.

 Девочка

Брянский край, красивый, краше не найдёшь.

Даже в день дождливый, как же он хорош!

У Десны - певуньи сказочный уют.

Вдаль бежит шалунья, плещет изумруд.

Над рекою ива, неба бирюза,

Прячется стыдливо тонкая лоза.

За густой осокой, сосен малахит.

На горе высокой город Брянск стоит.

Мальчик

Колокольный звон несётся над Десной,

Вечер бирюзовый дарит нам покой,

Новые проспекты зажигают свет,

И стоит на страже славный Пересвет.

Говорить о Брянске, будем вновь и вновь,

Он даёт нам силу, радость и любовь,

Будут наши внуки здесь когда-то жить,

Этот край беречь и город свой любить.

Воспитатель: О чем стихи?

Дети: О нашей малой родине.

Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем? 

Дети: Брянск.

Воспитатель: Чем славится наш Брянский край?

Дети: Лесами.

Воспитатель: Правильно если посмотреть на карту Брянской области, мы увидим, что большая территория занята леса. Знаете ли вы, что из сосны, которые растут в наших брянских лесах, Петр I использовал при строительстве кораблей. В годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты очень боялись наших лесов.Как вы думаете почему? 

Дети: В лесах жили партизаны.

Воспитатель: Правильно. Ещё наш край называют-партизанским.

Мы с вами живем, в какой стране 

Дети:Россия.

Воспитатель: Правильно. Изучаем русский язык, отмечаем национальные праздники. Соблюдаем национальные традиции. Сегодня на занятии мы поговорим об одежде, в которую одевались наши прабабушки и прадедушки, а именно об основных элементах русского национального костюма. (Картинка с изображением мужского и женского костюма на доске)

Посмотрите на наших гостей и скажите, можно ли встретить на улицах нашего города людей в таких костюмах?

Дети: Нет

Воспитатель: Куда можно надевать такую одежду? 

Дети: На праздники, на концерты народных танцев и песен.

Воспитатель: Где сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы? 

Дети: В музеях, на картинах художников, на старых фотографиях.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться на экскурсию в  наш мини-музей.Посмотрите, перед нами висит рубаха. Для богатых и бедных главной одеждой была рубаха. Именно она по представлению наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Все уязвимые места человеческого тела должны были быть укрыты. Длинна рубахи была ниже колена. Все от мала,  до велика, носили рубахи. Но по крою и отделки они различались. У каждого были повседневные и праздничные рубахи. Повседневные рубахи только обшивались по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злым духам. В праздники наши предки надевали рубахи,  богато украшенные вышивкой.

Воспитатель: Посмотрите, перед нами манекен одет в народный женский костюм. Из чего состоит женский костюм. Женщины носили рубахи, на рубаху надевали понёву, она имела вид трёх полотнищ ткани на шнурке. Понёву обшивали лентами и тесьмой. Позже понёва превратилась в юбку. К понёве полагался передник, богато украшенный вышивкой. После принятия христианства из Византии пришла новая одежда-сарафан. Вначале это была одежда для женщин из царской семьи, знатных боярынь. Их шили из парчи, шёлка, бархата и украшали вышивкой и драгоценными камнями. Но позже сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на маникен одетый в мужскую одежду. Из чего состоит мужской костюм?  Мужчины носили рубахи-косоворотки. Ворот вырезался по шее и имел впереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застёгивался на пуговицы, Рубаху носили на выпуск и обязательно подвязывали узким пояском с кистям.Раньше люди верили, что пояс оберегал от болезни, разных несчастий, выходить без пояса из дома считалось неприличным. По вороту и подолу мужские рубахи украшались вышивкой. Богатые люди поверх рубахи надевали кафтан. В холодную погоду надевали —зипун(пальто на запах из шерсти.) Богатые носили шубы из овчины, а бедные-тулупы. Всякою одежду мужчины подпоясывали -кушаком.

Воспитатель: Гости наши дорогие, а где ваши головные уборы? Ребята, чтобы узнать, какие головные уборы они забыли надеть. Мы поиграем в игру «Собери мозаику» (Девочки собирают кокошник, мальчики —фуражку).

Воспитатель:Давайте рассмотрим, какие головные уборы носили женщины.На голове женщины носили разные головные уборы. Это зависело замужем женщина или нет. Девушки заплетали только одну косу и носили круглый венец вокруг головы, а на праздник надевали кокошник. Замужние женщины заплетали две косы и голову покрывали платком, а на праздник надевали кичку.

Воспитатель: Что же носили на голове мужчины. На голове мужчины носили картуз, который напоминает современную фуражку, а также шапки из овчины Богатые бояре надевали высокие меховые шапки круглой формы. Шапки такой формы сегодня так и называют боярка.

 Воспитатель: Сейчас я расскажу, какую раньше носили обувь.Основной обувью крестьян-простых деревенских людей- были лапти, которые плели из лыка (кора липы) или бересты(кора берёзы). Летом бедные люди чаще ходили босиком. Зимой ходили в валенках самодельно валенных из овечьей шерсти. Богатые люди ходили в сапогах из кожи. Их часто расшивали золотыми нитями.

Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Игра «Ручеёк»

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти во второй зал нашего музея, где представлены предметы быта наших предков.

Дети рассматривают: рушники, вышитые картины, мини-модель ткацкого станка, прялку, предметы народных промыслов. По ходу экскурсии воспитатель рассказывает о некоторых экспонатах, задаёт вопросы детям, дополняет их ответы.

Воспитатель:Что вам понравилось на занятии?Что нового вы узнали?

Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю нарисовать то, что вам больше всего запомнилось и понравилось.(Дети рисуют рисунки понравившихся им предметов, одежду, обувь.)