Программа курса "Основы информационной культуры 1-11 класс"

Бурдина Ирина Петровна, педагог-библиотекарь

МБОУ средняя общеобразовательная школа №18

село Харагун Хилокского района Забайкальского края


Пояснительная записка

         Информационная культура – систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Комплексная программа «Основы информационной культуры. Библиотечно-библиографическая и информационная грамотность» направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей детей в условиях сельской школы.

     Программа педагогически целесообразна, так как «работа библиотек с детьми и юношеством обеспечивает реализацию прав подрастающего поколения на равные возможности получения информации, образования, приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры, тем самым способствуя социализации личности»[1]; актуальна, так как отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Новизна программы в том, что учащийся сельской школы имеет возможность познакомиться с некоторыми  заочно (например – Систематический каталог – на сегодняшний день он отсутствует и в школьной, и в сельской библиотеках) – это позволяют сделать разработанные мною в программе Microsoft Offiсe PowerPoint электронные уроки. Каждый из разработанных уроков сопровождается электронной презентацией. В случае отсутствия в библиотеке необходимого оборудования, можно воспользоваться печатными разработками уроков, созданными в программе Microsoft Offiсe Word.

 Таким образом, окончив школу, обучающийся будет иметь навык работы по поиску информации; уметь работать с ней. Это позволит наиболее полноценно заниматься учебной и научно-познавательной деятельностью, поможет быстрее адаптироваться и социализироваться в обществе.

 Обучение информационной грамотности следует рассматривать как составную часть повседневной учебно-воспитательной работы. Освоение курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счёт овладения наиболее продуктивными приёмами учебного труда.

Цель курса – формирование информационной культуры личности в условиях сельской адаптивной школы, развитие мотивации личности к познанию как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; совершенствование навыков информационного обеспечения учебной деятельности,

К таким навыкам относятся:

~       умение грамотно задавать вопросы;

~       знание источников информации и умение ими пользоваться;

~       умение правильно применять найденную информацию.

Задачи курса:

o       научить учащегося пользоваться библиотекой, её фондами;

o       научить учащегося правильно использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки;

o       обучить учащегося рациональным приёмам работы с книгой;

o       сформировать навыки самостоятельной работы с альтернативными источниками информации;

o       развить интерес к самообразовательному чтению.

Основная методическая установка программы – обучение учащихся навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации.

Программа курса рассчитана на 11 лет обучения, предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности.   

         Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, составляет 7-17 лет (1-11 классы). Это обусловлено тем, что материал, изучаемый детьми, усложняется по мере их взросления и изменения потребностей. Количество детей в группе равно количеству учащихся в классе, т.е. в течение 11 лет обучения в школе, ребёнок постепенно проходит все стадии обучения курса.

Содержание программы соответствует  интересам, образовательным потребностям и учитывает уровень развития детей: программа составлена таким образом, чтобы по мере взросления учащихся и повышения уровня их образовательных запросов и потребностей, они могли совершенствовать и навыки работы с источниками информации, расширять свой кругозор и углублять знания.       

Формы и режим занятий

Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время, исключает общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:

~       обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности;

~       организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности: познание, труд, общение (предполагается использовать традиционные формы: беседы,  лекции, практикумы, уроки творчества; игровые и соревновательные формы: конкурсы, викторины, турниры).

~       использования интерактивных способов усвоения образовательного материала (презентации, видеофильмы)

Ввиду того, что программа является дополнительной и, учитывая её специфические особенности («растянутость» на длительный период времени), ежегодно в каждом классе на её осуществление отводится 1-2 часа (всего курс рассчитан на 23 часа, 7 теор., 16 практ.).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Данная программа предусматривает оценку эффективности деятельности на основе анализа самостоятельной работы обучающихся по следующим критериям:

·       умение грамотно задавать вопросы;

·       знание структуры библиотеки и её основных функций;

·       знание СБА библиотеки и умение им пользоваться;

·       знание источников информации и умение ими пользоваться;

·       умение правильно применять найденную информацию;

·       способность самостоятельно находить необходимые сведения в различных источниках информации;

·       умение систематизировать и анализировать собранный материал;

·       соответствие конечного результата поставленным задачам.

Анализ деятельности учащихся на учебных занятиях включает в себя:

·       активность;

·       самостоятельность;

·       творчество.

Результативность обучения можно отслеживать и, по мере необходимости корректировать, в течение всего периода обучения (1-11 класс), так как всё это время учащийся непосредственно и индивидуально контактирует с библиотекарем.  Если у ребёнка возникают сложности, возникают вопросы, то можно поработать с ним индивидуально.

Диагностика эффективности предполагает использование комплекса методов: беседа, опрос, обсуждение, практическая работа, включенное наблюдение во время и вне занятий, наблюдение за техникой работы учащихся в библиотеке.

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема, класс

колич. часов

всего

теор

практ

1.      

Первое посещение библиотеки: экскурсия.

1 класс

1

1

 

2.      

Газеты и журналы для детей.

1 класс

1

 

1

3.      

Знакомство с библиотекой.

2 класс

1

 

1

4.      

Структура книги.

2 класс

1

 

1

5.      

История книги и книгопечатания.

3 класс

1

1

 

6.      

Художественное оформление книги. Иллюстрации.

3 класс

1

 

1

7.      

Выбор книг в библиотеке.

4 класс

1

 

1

8.      

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

4 класс

1

 

1

9.      

Как построена книга. Элементы книги. Выбор книг в библиотеке.

5 класс

1

 

1

10.            

Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки.

5 класс

1

 

1

11.            

 

1

 

1

12.            

Справочная литература. Энциклопедии, словари, справочники.

6 класс

 

1

 

1

13.            

Периодические издания для младших подростков.

7 класс

1

 

1

14.            

Выбор книг. Библиографические указатели.

7 класс

1

1

 

15.            

Книга и её создатели. Структура книги. Справочный аппарат книги. 

8 класс

1

 

1

16.            

Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. 

8 класс

1

1

 

17.            

Методы самостоятельной работы с книгой. 

9 класс

1

1

 

18.            

Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

9 класс

1

 

1

19.            

Основы работы в сети Интернет

9 класс

1

 

1

20.            

Техника интеллектуального труда. 

10 класс

1

1

 

21.            

Основы работы в сети Интернет

10 класс

1

 

1

22.            

Техника интеллектуального труда

11 класс

2

1

1

 

 ИТОГО:

 23

7

30%

16

70%

           

 

 

 



[1] Резолюция совещания «Детские и юношеские библиотеки как ресурс формирования гражданского общества//Через библиотеки – к будущему.- ч.1, М.: Школьная библиотека, 2004 г.- с.226