Волшебный мир театра

Масеева Альфия Алиевна, воспитатель

ГБОУ СОШ № 1 ОЦ СП Детский сад "Янтарик"

Самарская обл., Волжский р-н, пгт Смышляевка


 Цель: Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.

  Задачи:

-Формировать коммуникативные качества.

-Учить использовать диалогическую речь в общении,  управлять силой голоса и интонацией.

-Учить находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации.

-Развивать интерес к театрализованной деятельности, творческое воображение, инициативу.

-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, любовь к театру

 Предварительная работа:

Беседы «Кто работает в театре», «Люди и эмоции».

Заучивание скороговорок,   ролей  диалога «Заюшкина избушка».

 Оборудование: маски животных, маски эмоций: грусть, радость,, декорации

 Методы и приемы: игровой, практический, наглядный, словесный.

 Ход занятия:

  Дети, я  приглашаю вас в необычную сказочную страну, где происходят волшебные превращения. А  чтобы узнать в какую сказочную страну мы с вами отправимся  нужно отгадать кроссворд.

Писатель пьесу написал,

 В театр он ее отдал.

 Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

 Приходится актеру даже петь,

 Он в творчестве своем атлант,

 В актере главное… (талант)

 Звенит звонок,

окончен акт,

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

 И знают все его на свете

 Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

 Все отключили… (телефон)

 Из  картинок и начальных букв слов – отгадок складывается слово «ТЕАТР» 

- Вы догадались, что это за страна? (Театр)

- А знаете ли вы, кто жители этой волшебной страны? ( Костюмеры, артисты, сказочные герои, куклы).

Всегда ждет зрителей красивый зал.

Оркестр играет,  занавес поднят.

На сцену смотрит зритель восхищенно.

Как артист играет свою роль.

- А Вы  хотели бы стать артистами? (Да).

 - Как Вы думаете, что должен уметь артист? (Петь, играть роли, быть эмоциональными...)

-Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту. изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками/.  Начнём всё по порядку.

1.Хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

А что для этого надо делать? Какие упражнения?

- Упражнение на  дыхание

«Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторитьдо 5 раз Подскажите, что нам поможет поработать над правильным произношением звуков, слов? ( чистоговорки и скороговорки).

Речевая разминка

(произнести чистоговоркии скороговорки медленно и  быстро

Пропевание чистоговорок 

-скороговорки по мнемотаблице

 

- Ой, что это? (картинки изображающие эмоции.)

 - Дети, а когда у нас бывает радостное настроение? (Купили любимую игрушку, встретились с друзьями и др).

- Что может вызвать у человека грусть?

 (Запретили играть, поругали за шалость и т.д.).    

 - Мир эмоций многообразен и чем эмоциональнее артист, тем он интересней зрителю. Я предлагаю Вам изобразить разные эмоции: удивление, огорчение, страх, радость. (показывает картинки)

-Ребята а ещё артисту важно знать много разных жестов

 -. А что я хочу сказать сейчас? (прикладываю палец к губам, машу рукой – «до свидания» и др. Дети отгадывают).

Жесты«Иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие», «просьба», «отказ», «плач», «ласка», «приглашение», «благодарность», «я думаю», «не балуйся»

- Какие жесты вы еще знаете? («иди сюда», «пожурить кого- то» и др.).

 - Этот урок вы усвоили хорошо, и я предлагаю поиграть в игру Изобрази движения без предмета  Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения:

·         подбрасывают и ловят мяч;

·         причесывают волосы;

·          умывают и вытирают полотенцем лицо;

·         разрезают лимон и пробуют одну из его долек;

·         вдевают нитку в иголку;

·         пришивают пуговицу;

·         застегивают пуговицы;

·          перелистывают страницы книги;

·         насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай

       - речь артиста должна быть выразительной. Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает

 (грустно весело безразлично. Плачя, сердито).

-: Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления.   Здесь – сцена, на которой стоят декорации, Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и , конечно, добавить свое творчество и воображение.

- Проходите, одевайте маски согласно выученной вами роли.

И так мы начинаем

Воспитатель : Дорогие зрители мы вам покажем сказку «Заюшкину избушку»

 

III. Рефлексия 

 

Ребята, в какую страну мы сегодня с вами совершили путешествие? Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).

Воспитатель: - Спасибо всем! Все старались, молодцы!

 

 

+++

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД

Тема занятия «Волшебный мир театра»

Группа: подготовительная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие

 Цель: Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.

  Задачи:

-Формировать коммуникативные качества.

-Учить использовать диалогическую речь в общении,  управлять силой голоса и интонацией.

-Учить находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации.

-Развивать интерес к театрализованной деятельности, творческое воображение, инициативу.

-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, любовь к театру

Методы и приемы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Материалы и оборудование:  аудиозапись распевок , мнемотаблица скороговорок, маски животных, картинка жестов, картинка эмоций: грусть, радость, картинки сотрудники театра, декорации

 

Формы организации совместной деятельности.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровое

1. Обыгрывание игровых ситуаций:

«Театр»: Семья идет в театр. Репетиции артистов перед выступлением.

3. Дидактическое упражнение «Кто, что делает?» (артисты - играют в спектакле, гример - гримирует артистов перед выступлением, костюмер - подбирает, шьет костюмы к номеру, выступлению, директор театра - контролирует работу всех сотрудников театра).

4.Упражнения на игротерапию: «Изобрази жестами, мимикой персонаж».

Познавательное

1. Беседы на темы: «Театры», «Кто работает в театре?», «Правила поведения в театре»,

2.Рассматривание иллюстраций, картин о профессиях  «кассир», «билетер», «конферансье», «гример», «костюмер», «директор театра», «артисты», «зрители», «музыканты», «декораторы», и др.

5. Просмотр слайдовых презентаций «Театры»,

Работа с родителями:

1. Предложить родителям подобрать стихи, загадки про театр.

Речевое

1. Чтение стихотворений о театре: Агния Барто «В театре», «Квартет»,  С.Я. Маршак «В театре для детей», Г.Т. Юрьева «Волшебный мир – театр».

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка»

3. Разучивание сценки «Заюшкина избушка» и рассказывание по ролям

4. Загадывание и отгадывание загадок о театре.

5. Составление рассказов о профессиях работников театра

Продуктивная

1. Рисование: «Афиша к спектаклю»

2. Конструирование из крупного и мелкого строительного материала «Театр»

 

Двигательная

1.Упражнять в движениях животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

             Логика образовательной деятельности

 

 

 

Действия воспитателя

Действия детей

Ожидаемые результаты

1

 

Воспитатель предлагает друг друга поприветствовать, называя друг друга ласковыми словами

Дети друг друга приветствуют.

Создание положительного эмоционального фона.

2

 

Педагог предлагает отгадать загадки и из первых звуков отгаданных слов составить слово театр

 

Дети отгадывают и называют первый звук отгаданных слов. Составляют из звуков и букв слово «театр» называют свои варианты ответов.

Развитие логического мышления. Закрепить умение находить звук в начале слова и проводить звуковой анализ слова

 

3

Воспитатель задает вопросы  детям, что такое театр, какие виды театра они знают, кто работает в театре

Дети отвечают на вопросы воспитателя (театр-здание, где показывают спектакли; виды театра: драматический, оперный , балетный, кукольный, теневой, театр зверей; актеры, режиссер, гардеробщик, билетёр, декоратор )

 

 

Активизация словаря, совершенствование диалогической речи, закрепление знаний о театре, о людях, работающих в нём

4

Воспитатель предлагает сделать дыхательные упражнения

Дети выполняют упражнение на дыхание «Трубач»

Развивать речевое дыхание

5

Воспитатель предлагает детям сделать артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Развивать артикуляционный аппарат .

 

6

Воспитатель предлагает пропеть чистоговорки

Дети внимательно слушают, затем  пропевают чистоговорку

Совершенствовать умение четко проговаривать чистоговорки

7

Воспитатель предлагает  прочитать  скороговорку используя мнемотаблицу  ускоряя темп

Дети читают скороговорку использую мнемотаблицу ускоряя темп

Формировать умение четко проговаривать скороговорку с помощью мнемотаблиц

8

 Воспитатель  предлагает изобразить разные эмоции, показывая картинку

Дети, изображают разные эмоции.

 Формировать умение изображать разные эмоции

9

Воспитатель  предлагает поиграть в игру «Изобрази движения без предмета» 

Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) движения.

Развивать умение находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах.

10

Воспитатель предлагает составить предложение и  повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п.

Дети составляют предложение  и повторяют его с разной интонацией

Формировать умение управлять силой голоса и интонацией.

11

Воспитатель  предлагает сыграть  спектакль и советует детям приступить к выполнению своих ролей.

Дети начинают показ  спектакля «Заюшкина избушка»

Созданы условия для театральной деятельности.

12 Осмысление

(итог, рефлексия)

Воспитатель задает вопросы Ребята, в какую страну мы сегодня с вами совершили путешествие? Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами? Спасибо всем! Все старались, молодцы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Закреплены знания о актерах