Непрерывно образовательная деятельность по познавательному развитию

"Семья сильна, когда крыша одна"

Шелепова Ольга Александровна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад № 11 комбинированного вида"

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский


Тема: Семья сильна, когда над ней крыша одна

Программное содержание:

Образовательные:

Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи. Учить подбирать слова-эпитеты, слова-действия. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы. Учить выражать свою точку зрения (через дидактические игры).

Коррекционно-развивающие:

Развивать восприятие логическое мышление, внимание, память, речь.

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивать крупную и мелкую моторику рук, координацию движений. Коррекция познавательных процессов.

Воспитательные:

Воспитывать  коммуникативные качества: умения слушать, договариваться, работать в команде, доводить начатое дело до конца.

Подводить детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи.

 

Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова: семья, символ, ромашка, огонь, внук, внучка, дружба, мир, любовь.

 

Методы и приемы:

1. Наглядный (рассматривание иллюстраций, картинок)

2. Словесный (беседа, инструкция, объяснение, вопросы, загадки)

3. Практический (энергизатор, дидактические игры, динамическая пауза)

 

Предварительная работа:

1 Рассматривание иллюстраций «Семья».

2. Беседа на тему «Моя семья».

3. Работа с родителями по оформлению стенда «Традиции моей семьи».

4. Наблюдениекакие обязанности, какую работу по дому выполняют члены семьи, чтение стихов, рассказов о семье.

5. Д/и «Кто кому приходится?», «Собери цепочку.

 

 

Ход НОД:

1. Организационный момент. Энергизатор «Добрый день»

Дети заходят, становятся в круг

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Дети поворачиваются к гостям и говорят:

- Доброе утро!

 

2. Основной момент.

Дети стоят около мольберта

В: Ребята,отгадайте загадку:

У лесной Сторожки

Стоит Солнышко на ножке.

Середка желтая, юбка белая. (Ромашка)

Появляется ромашка

- А вы знаете что обозначает ромашка? (спросить 3 детей)

- Посмотрите,  на схему она вам подскажет.  Кто изображен  на лепестках? (схема в виде ромашки, на лепестках изображены члены семьи мама, папа, дедушка, бабушка)

- Одним словом кто это? (семья)

- Ребята, есть праздник, который так и называется «День семьи, любви и верности». Символ этого праздника цветок ромашка. Ромашка это символ крепкой, дружной семьи с множеством лепестков, которыенапоминают нам о членах семьи.

2 мольберта,  на столе разрезные картинки.

- Ребята, сыграем в игру «Собери картинку».

- По моей команде возьмите по одной картинки, рассмотрите, соберите. Собирать картинки вы будете, на мольберте с двух сторон.

- 1, 2, 3 картинку собери.

- Что у вас получилось? (огонь)

-Что дает огонь?(тепло, свет)

- Для чего нужен огонь?(обогреть жилище, просушить одежду, приготовить пищу)

- В далекие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь. Он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло и пищу.

Переходите к 1 мольберту.

- О чем мы сегодня будем говорить?(Мы сегодня будем говорить о семье.)

- Семья – это близкие, родные  друг другу люди. Люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

- Ромашка и огонь – это символы семьи. (Повесить символ огня.)

- Посмотрите и выберете те картинки, которые относятся к семье. (На мольберте где «ромашка» внизу картинки с изображение символов семьи ипредметные картинки.)

- Почему ты выбрал эту картинку?

(Дети берут нужную картинку и ставят ее рядом с ромашкой и огнем и говорят…)

- Семья это любовь.

- Семья это дружба.

- Семья это мир.

- Семья это дом.

Дети сели на стулья возле интерактивной доски.

- А вот дом, в котором живет одна очень дружная семья. (Появляется слайд дома, дети в окне.)

- Семья полностью собралась в доме? (нет)

- Кого не хватает? (мамы, папы, дедушки, бабушки)

- Хотите, чтоб появилась мама?

- Назовите мама какая? (ласковая, нежная, любимая, красивая, радостная)

- Найди, окно для мамы (ребенок нажимает на окошко, где предметы ассоциируются с мамой, и появляется мама)

- Я буду называть слова, а вы догадайтесь, о ком я говорю? (сильный, смелый, мужественный, строгий, высокий, плечистый)

- Найди, окно для папы(аналогия с мамой)

- Отгадайте загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

- Найди, окно для бабушки(аналогия с мамой)

- Кого не хватает в этом доме? (дедушки)

- Найди,какое окно для дедушки (аналогия с мамой)

- Давайте, заглянем в мир семьи. (открывается дверь)

- Как обращаются друг к другу взрослые и дети (появляется сюжетная картинка семьи  на картине родственные связи)

- Как ты называешь мамину маму? (бабушка)

- Покажи.

- Если вы правильно ответите, картинка исчезнет.

- Кто ты для бабушки? (внук)

- Покажи.

- Кто ты для дедушки? (внучка)

- Покажи.

- Кто папа для бабушки (сын)

- Покажи

Подвижная игра «Семья»

Я, ты, он, она

Вместе дружная семья.

Будем петь и танцевать,

Вместе весело шагать,

Маму, папу позовем,

Дружно в доме заживем!

- Ребята, сыграем в игру «Мамины помощники». Перечислите предметы, которые вы видите внизу.

- Ребята, давайте распределим домашние обязанности между всеми членами семьи.

- Кто, что делает?

- Посмотрите кого больше всего дел? ( у мамы)

- Что нужно сделать, чтобы у мамы дел  по дому стало меньше? (Поделить мамины дела между папой и детьми.)

- Посмотрите, как мы помогли маме с домашними делами.

3. Итог НОД:

- Что такое семья? (ответы детей)

- Семья- это главное в жизни человека. Это те,  кто нас любит и о нас заботится.

- Ребята, в какие игры вам понравилось играть.

Отметить 2-3 детей, которые хорошо занимались.

Появляется ромашка на слайде.

- Посмотрите, какая замечательная ромашка у этой семьи. Я вам раздам ромашки, а вы дома всей семьей сделаете ромашку своей семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности

Тема «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

 

Уважаемые коллеги, вы посмотрели НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности тема «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

Была поставлена цель: формирование представления детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей.

Предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные:

Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи. Учить подбирать слова-эпитеты, слова-действия. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы. Учить выражать свою точку зрения (через дидактические игры).

Коррекционно-развивающие:

Развивать восприятие логическое мышление, внимание, память, речь.

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивать крупную и мелкую моторику рук, координацию движений. Коррекция познавательных процессов.

Воспитательные:

Воспитывать  коммуникативные качества: умения слушать, договариваться, работать в команде, доводить начатое дело до конца.

Подводить детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи.

 

Для решения поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:

Наглядный (рассматривание иллюстраций, картинок)

Словесный (беседа, инструкция, объяснение, вопросы, загадки)

Практический (энергизатор, дидактические игры, динамическая пауза)

 

Были использованы педагогические технологии:

- Здоровьесберегающая технология (чередование активной деятельности с пассивной, динамическая пауза «Я, ты, он, она»).

- Технология проблемного обучения (игра «Собери картинку».Были использованы 2 варианта собирания картинок.)

- ИКТ (информационно-коммуникативная  технология) использование интерактивной доски с играми «Найди окно», «Мамины помощники».

 

НОД осуществлялось в соответствии с конспектом.

При планировании НОД учитывала возрастные особенности детей, выстраивая ее с опорой на имеющиеся у детей знания. Специфика работы с детьми на НОД отражалась в личностно – ориентированном подходе. НОД включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединённых одной целью.

В начале НОД как организационный момент использовала мотивирующую игру-энергизатор «Приветствие»,  чем создала у детей положительно эмоциональный настрой.

В заключительной части НОД была проведена рефлексия: для самоанализа деятельности и ее результатов.

Выполнению поставленных мною задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать себя в работе. Вопросы были  просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно  и с побуждения воспитателя находить решение.

         Считаю, что темп НОД был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всей НОД.

 

          Спасибо за внимание.