Библиотечный урок "Образ весны в поэзии русских писателей"

Драчева Мария Николаевна, педагог-библиотекарь

МАОУ СОШ №26

Волчанский городской округ


Цель: познакомить со стихотворениями о весне, с популярными авторами; привлечь к попытке анализа стихотворения.

Задачи: воспитание любви и интереса к поэзии; развитие навыков общения; развитие навыков анализа стихотворений.

Оформление: подбор поэзии о весне. Набор пословиц о весне. Книжная выставка «Весенние воды». 

 

План:

1. Вступление. 

2. Тема весны в творчестве поэтов.

3. Русские поэты о весне.

4. Анализ стихотворения «Зима недаром злится…».

5. Обзор подборки поэзии о весне. Групповая игра «Найди пословицу».

6. Работа с выставкой.

7. Заключение. Выдача литературы на дом.

 

Ход урока:

 

1. Вступление

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас на библиотечный урок «Образ весны в поэзии русских писателей». 

Любовь к стихам не имеет возрастных границ, они:

• развивают интеллект,

• тренируют память,

• расширяют кругозор.

 

Тематика стихотворных произведений может сильно различаться, но особенно трогательно и душевно пишут русские поэты о весне, символизирующей возрождение природы как жизни в целом.

Искусство поэзии пробуждает в людских сердцах многообразие самых лучших чувств. Однако не всегда человек способен осознать и понять красоту окружающей природы.

Именно поэзия призвана помочь и научить нас увидеть и услышать мелодию окружающего мира благодаря произведениям поэтов, которые через оттенки собственного восприятия и настроения пытаются донести до читателя гармонию красоты, звуков, красок и ароматов природы.

2. Тема весны в творчестве поэтов

Излюбленной темой произведений поэтов (как мировых, так и русских) считается весна. Это период пробуждения природы от зимнего сна, поэтому в роли основного сюжета пишущие о весне поэты преподносили описание природы как сходство душевного состояния человека с процессами обновления в природе –

• приходом тепла,

• появлением почек и первой зелени,

• красочных цветов и запахов.

Для поэтов времена года — это группы образов согласно каждому периоду –

• от грусти и печали

• до веселья и радости.

В поэзии о весне можно услышать

• первую капель и переливы ручейка,

• трели первых вернувшихся из далеких краев птиц,

• ощутить бархат молодой листвы,

• тепло солнечных лучей.

Весенней теме отдавали предпочтение многие русские поэты. Стихи о весне есть у

• Есенина,

• Тютчева,

• Майкова,

• Фета.

«У Пастернака представлены не образы самой весны, а отдельные события, связанные с этой прекрасной порой, хотя в некоторых стихах тема весны выступает как самостоятельное направление».

3. Русские поэты о весне

В своих произведениях многие авторы предпочитают признаваться в любви к отдельным весенним месяцам. Например:

• робкому марту,

• звенящему капелью апрелю,

• буйно зеленеющему маю.

«Весенняя тема созвучна с мотивами народного творчества, включая обычаи и поверья».

Среди лучших русских поэтов, писавших о весне:

1. Афанасий Фет в своем творчестве, увлекаясь образом весны, использует множественные образы, ассоциируя пору года с процессом обновления и очищения, юностью и нежностью. Как и многие русские поэты представляет весну юной девой красивой и совершенной, возвышенной и непосредственной. Яркий пример – стих «Еще весны душистой нега…».

2. Федор Тютчев считал весну временем возрождения, избавления от проблем предыдущего года. Стихотворение о ранней весне «Весенние воды» — самый известный весенний шедевр, который вызывает чувства нежности и задумчивости от таяния снега и журчания первых ручейков. В его «Весенней грозе» яркая аллегория – обновление человеческой души благодаря весеннему воздуху и дождю, смывающему потоки грязи и пыли в мире, наполненном волшебством.

3. Александр Блок избрал другой образ сравнения. У него весна – это ребенок, прячущийся от взрослых, однако его присутствие хотя и незримо, но весьма ощутимо. Это весна («На лугу»), саму ее не видят и не слышат, но ощущают ее присутствие: 

o почерневшая полоса пашни;

o синие небеса;

o журчание ручья и детских голосов.

4. Иван Бунин. В его творчестве весенний период связан с романтикой любви и сердечными переживаниями («За рекой луга зазеленели…»). Стихи о ранней весне русских поэтов изобилуют сравнениями. Пора года с томлением души в преддверии счастливых моментов, переменчивая погода с переменами настроения, сама весна – ожидание счастья с надеждой на взаимность.

5. Алексей Плещеев («Весна») показывает противоречивые чувства от прихода весны: 

o с одной стороны — это возрождение природы (веселые ручьи и первая листва);

o с другой – тяжелый труд крестьян в поле, где только беззаботные дети рады возрождению природы.

4. Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» 

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

5. Групповая игра «Найди пословицу»

Ребята, давайте составим пословицы, посвященные весне. (Группам учащихся раздаются части пословиц, нужно собрать целое)

Весною день упустишь — годом не вернёшь.

Грач на горе — весна на дворе.

Зима весну пугает, да сама тает.

Матушка весна всем красна.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Посеешь в пору — соберешь зерна с гору.

6. Работа с выставкой

7. Заключение. Выдача литературы на дом