Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

Архипова Елена Алексеевна, воспитатель

МДОУ детский сад № 118

г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

 


Хочу поделиться с вами своим опытом работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению художественной литературы.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста плохо знают русские народные сказки, произведения русских и зарубежных авторов, т. к. родители мало читают детям художественные произведения. Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения, но по разным причинам книги дома родители не читают. 

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые; педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе должен быть созданы определенные условия: книжный уголок.

Цель работы:

• Развитие интереса к художественной литературе.

• Формирование литературного вкуса.

• Воспитание будущего читателя.

Для успешной организации приобщения детей к чтению определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

Задачи:

• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками - иллюстраторами.

• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).

• Сформировать положительный образ «я».

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Начитать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.

Прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающее детей, смогут приобщить детей к чтению книг.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

Практические:

• Игры - драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

• Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

 

Формы работы:

• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников - иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).

• Культурно - досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды и организации книжных уголков. (Приложение № 1)

Необходимо учить детей сразу относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Учить различать жанры детей можно начинать уже с младшей группы, в первый год воспитатель всегда называет жанр литературного произведения (а дети просто запоминают, например, что «Игрушки» А. Барто – это стихотворения, а «Маша и медведь» – это сказка). Углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. Здесь Ф. А. Сохин рекомендует строго соблюдать правильное название жанра: стихотворение (а не стишок) читается или заучивается, сказка (а не сказочка) рассказывается, рассказ читается.

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка книгой, следует соблюдать некоторые общие рекомендации:

-Необходимо создать обстановку эмоциональной приподнятости: возможно это будут какие-то вводные слова, возбуждающие интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать, красочная обложка новой книжки, которую можно показать перед началом чтения, или «приход» главного героя рассказа или сказки.

-Читать текст художественного произведения следует без комментариев, не прерываясь, а непонятные для детей слова необходимо объяснять в начале занятия.

-Выразительно чтение произведения – залог успеха проведенной работы. Только так можно научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой. Так мы учим детей выражать интонацией не только свое отношение к тому, о чем читаем, но и развиваем и совершенствуем его чувства.

Элементы выразительного чтения:

 произношение тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой;

 сила голоса чтеца (усиление и ослабевание голоса в строгом соответствии с содержанием текста) позволяет довести до маленького слушателя содержание произведения;

 правильная расстановка логических ударений определяет точность и выразительность речи. Их выразительность определяется умением педагога (или родителя) модулировать свой голос по силе;

 темп речи также немаловажен. Слова, на которые нужно обратить внимание, произносятся медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Особенно выделяется нравственное начало произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

После чтения произведения стараюсь правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное- взаимоотношения и поступки главных героев. Правильно поставленные вопросы заставляют ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшем возрасте цели рассматривания книжных иллюстраций еще более усложняются: ребенок учится оценивать цвет нарисованных предметов и выразительность жестов героев произведений, определять расположение фигур и т. д. – определять свое отношение к данной иллюстрации («Почему нравится тебе эта картинка?»).

В подготовительной к школе группе детей подводят к сравнению иллюстраций разных художников-иллюстраторов одного и того же произведения.

Таким образом, учу сопровождать рассматривание иллюстраций словами (чтобы зрительный образ «слился» со словом). Это является главной целью взрослого при работе с детьми любого возраста при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям – беседа с ребенком об увиденном.

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; игровой 

 Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)

При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; иллюстрации, сюжетные картинки, игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений, книги-самоделки.

Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Мои воспитанники делают книги своими руками – книжки-самоделки.(Приложение №2)

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие приемы:

 Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.

 Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

 Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

 Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи дошкольников.

 Рассказывание сказки детям. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

 Пересказ сказки с использованием плоскостного театра – это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.

 Творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

 Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

 Драматизация сказок. Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующих формах работы:

– Совместная и индивидуальная работа. В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.

– Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой разработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.

– Традиционные фольклорные праздники и развлечения как итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа.для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям

В своей работе использую:

Беседы «Бережное хранение книг», Литературная гостиная «Творчество А. С. Пушкина», Литературная гостиная «Творчество Н. Носова»

Изготовление книжек- малышек, Выставка «Мои любимые произведения А. Пушкина»

Беседы «Мой любимый герой», «В гостях у сказки», КВН «От загадки к сказке», Игра «Книжная больница»

Знакомя ребят с библиотекой, сходили на экскурсию в детскую  библиотеку. Работники библиотеки приготовили для детей викторину по творчеству Н.Носова.Познакомили детей с правами и обязанностями читателя, с профессией- библиотекарь. Пригласили ребят посетить библиотеку вместе с родителями.(Приложение №3)

На будущее по данной теме я планирую провести  проект «Папа, мама, я – читающая семья».Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Планирую сделать «Книжное дерево». На него родители будут прикреплять листочки о прочитанных дома произведениях.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Мой опыт показывает, что дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Дети во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Театральная деятельность пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей.

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается, прежде всего, в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия. Стараюсь привлечь родителей к организации и проведению литературных викторин, праздников. Вовлекаю родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой, предлагаю рекомендации о том, что читать детям.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами, любят, когда я читаю, просят прочитать понравившиеся произведения еще раз. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы.